Несмотря на то, что европейские комиксы у нас в стране всё еще не частые гости с туманными перспективами окупаемости вложенных в их издание средств, успело сформироваться мнение, что эта форма «девятого искусства» есть нечто оригинальное, большое (тут же вспоминается альбомный формат), красиво нарисованное. Что-то отчасти даже эстетское. Также существует уверенность, что бесконечные сериалы про бойцовские турниры, где в помощь героям не только их силы, но и магия – это удел азиатской манги, некая особенность местного менталитета.
Пришло время эти мнения и уверенности слегка пошатнуть: вот вам одна популярная серия прямиком из Франции, чёрно-белая (ладно, где-то на 99%) и здесь в основе сюжета – боевой турнир, в процессе которого сражающиеся могут использовать магию. И всё это начинается в сеттинге, напоминающем типичное фэнтези, хоть и без драконов с единорогами. Да, чуть не забыл – попаданцы. Стоит вспомнить, что о них нарисованы тысячи томов китайских и корейских комиксов. Но и эта история из Франции тоже основана на идее «попаданства». Так что же это перед нами, всё-таки французская манга или более оригинальное смешение жанров? А, может быть… это вообще один из лучших комиксов, которые вы прямо сейчас можете почитать?
Начинается всё в месте, которые легко принять за французскую провинцию времен феодализма – в Долине Королей. Всё вроде похоже на то, о чём рассказывают книги по истории и костюмированные фильмы, только здесь особой популярностью пользуются боевые искусства, а ежегодный Королевский турнир – это вообще главное событие, его участникам можно и нужно использовать боевые заклинания, связанные с силами стихий, этому учат в специальных школах. Восьмилетний Адриан Вельба мечтает поучаствовать в турнире, но у него и навыки слабоваты, и нет партнера для поединка. А здесь на ринге принято сражаться двое на двое. Турнир начинается, Адриан, видимо, пролетает и на этот год, его мама, булочница Марианна (забегая вперед, это классно прописанный персонаж и роскошная женщина, вы в неё обязательно влюбитесь), конечно, успокаивает сына, но какое там.
Неожиданно на турнире появляется незнакомец, которому позарез нужно выиграть главный приз, Кубок. Незнакомца зовут Ришар Альдана, он хамоват, простоват, не прочь до женского пола, но выбирает себе Адриана в качестве напарника, говоря парнишке «Стой в сторонке, я сам всё сделаю». И делает, противники по турнирной таблице разлетаются в разные стороны, а дуэт Альдана-Вельба обретает статус новых звёзд. Вот только этот Ришар… какой-то странный. Постоянно упоминает вещи, которые нам с вами показались бы привычными, но в обозначенных исторических реалиях они являются явным анахронизмом, местные о них никогда не слышали. Также Ришар очень трепетно относится к своей сумке. Которая однажды – в момент, когда у Альдана, казалось бы, полностью наладилась жизнь, и личная, и общественная, - исчезает, а следом за ней исчезает и сам Альдана. И только Марианна вместе с сыном бросается на его поиске… на мотоцикле?
Да, «Последний мужик» (к «Y: The Last Man» Брайана Вона не имеет никакого отношения) Балака, Микаэля Санлавиля и Бастиена Вивеса заставит вас удивляться лихим сюжетным твистам. Честно говоря, в этом плане, а также в плане повествования, в диалогах персонажей и их постоянном прибывании/убывании, в их проработке этот комикс лично мне напомнил «Сагу» (всё того же Вона и Фионы Степлз). Да, здесь нет и намёков на космооперу, нет причудливых созданий, нет оголтелой откровенности на грани шока, но всё то время, пока я запоем читал «Мужика», у меня в голове крутилось это слово: «Сага, Сага, Сага…». По мне, так это очень хорошая аналогия. Но вернёмся к истории и тем её поворотам, которые приготовили авторы. Внезапно, во втором томе, выясняется несколько занятных вещей: есть множество миров, разделённых Рифом, и эти миры очень напоминают нашу реальность в её настоящем или прошлом. Также становится очевидно, Альдана – далеко не главный герой, на эту роль отлично подходит Марианна, которая и коня остановит, и в горящую избу войдёт, а уж за своего сына и за мужчину, которого она, как ей кажется, успела хорошо узнать и полюбить, вообще готова на всё. А когда ты попадаешь в Ниллиполис, готовым и нужно быть ко всему, тут одинаково легко очутиться и в тюрьме, и в борделе.
Вообще это что-то типа местного фронтира, соответственно, в атмосфере данного места легко угадываются черты классического вестерна, в который вот-вот заглянет постапокалиптический Безумный Макс. Здесь Адриан впервые увидит порок, насилие, несправедливость, коррупцию, авторы комикса очень точно демонстрируют, как всё это воспринимает восьмилетний ребенок, выросший, фактически, в тепличных условиях Долины. В Ниллиполисе случается многое, Марианна, по привычке представляясь как «просто булочница», всё чаще демонстрирует свои бойцовские навыки, не забывая даже в этом пропащем месте заводить новых друзей. Но на данном участке большой истории особенно круто выглядит стёб над современным судебным процессом. Если коротко и без спойлеров – из всего можно сделать шоу с мордобоем и странными адвокатами. Но это реально смешно.
Следующая остановка – Пэкстаун, уже современный мегаполис, скорее всего, его прототипом был Нью-Йорк. Шумно, ярко, много стекла и бетона, все живут по законам шоу-бизнеса (поэтому здесь появляется мегапопулярная певица с синими волосами, способная побороться за симпатии читателей с Марианной и далеко на такая стереотипная, как принято представлять поп-звёзд), тесно переплетёнными с понятиями и интересами солидных господ, которые представляют здесь настоящую власть и заправляют всем, в том числе быстро распространяющимся по улицам новым наркотиком и суперпопулярным бойцовым турниром. На последнем местный заправила-мафиози (выглядящий так, будто Филипп Киркоров тоже читал «Последнего мужика» и решил удариться в косплей) очень хочет видеть Альдана, на которого у него большие планы. Но в итоге срывает джек-пот и заполучает в турнирную сетку ещё и Марианну с Адрианом, чья магия стихий приходится очень кстати.
Вам может показаться, что авторы закольцевали сюжет и вернули его к началу, сделав идею турнира центральной; дальше будут бои на выбывание, интриги вне ринга и старые счёты, из-за которых некогда популярный Ришар теперь превратился в изгоя, осыпаемого проклятиями. В целом, конечно, так и происходит, но именно на этом этапе история делает сразу с десяток резких финтов и становится максимально непредсказуемой, сочетая в себе конспирологию, триллер, фэнтези и боевик. Перечислять всё – только портить удовольствие, но вот вам для затравки: бойцы-зомби на химии, очень похожие на Бэйна из комиксов о Бэтмене, вековая легенда о великих воинах, погоня за картой, древний орден бойцов в масках из слоновой кости, полицейский под прикрытием, который в детстве точно фанател от Шварца во втором «Терминаторе», секта, стремящаяся к мировому господству с помощью магии и веществ… и это ещё далеко не все. Плюс классические ситуации, когда персонажу приходится делать больно близким, чтобы им не сделали ещё больнее плохие люди. Признаться, смутно помню, как дочитывал третий том, это был по-настоящему захватывающий читательский экспириенс, я только успевал переворачивать страницы и еле сдерживать эмоции. При этом смог сформулировать главный вывод о данном комиксе: он – о семье, её важности и ценности. Да, как и «Сага».
Рисунок у «Мужика»… точнее, у мужиков, если брать его создателей… так вот, рисунок сначала кажется намеренно упрощённым и как будто даже небрежным. Но потом в дело вступает сложная техника рукопашных боев, перед глазами начинают мелькать различные локации, сюжет затягивает и уже на какие-то намеренные «странности» визуала не обращаешь внимания, определяя это просто как проявление стиля. К тому же каждый из томов начинается с нескольких цветных страниц, и тут всё ярко и сочно. Из «Последнего мужика» запросто получился бы отличный сериал, попади комикс в правильные руки киноделов. Впрочем, и в формате комикс-сериала проект получился отличным. На русском вышло три тома (в каждом по две оригинальных книги, итого шесть) и я нашёл в них только один «недостаток»: надпись «продолжение следует» в конце книги под номером «3». А так хотелось узнать, что будет дальше в истории, где пока ещё совсем не ясно, кто тут последний мужик.
Вышел комикс в издательстве «Комильфо», деньги на печать собирали на CrowdRepublic, поэтому в конце каждой книги есть большой список спонсоров. Твёрдый переплёт с глянцевой суперобложкой (и там, и там различные арты), формат 135х190мм (что, конечно, ближе к манге, нежели к bd). Тираж по 3500 экземпляров. В комиксе используется ненормативная лексика, как по мне, она именно здесь не очень уместна, ничто другое не мешает рекомендовать эту серию как взрослым, так и подросткам. Тот самый случай, когда для точного описания хватит и пары слов: читается взахлёб.
P.S. Марианна – краш.