7 июня 2025

Мнение: Мара и Морок. Том первый

Если зайти сейчас в книжный магазин, то можно увидеть большое количество художественной литературы на тему славянского фольклора и колдовства, это актуальный тренд в рамках young adult, примерно такой же хайповый, как истории о попаданках в фэнтезийное прошлое в мире корейских вебтунов. Как правило, главные героини этих историй – колдуньи, молодые, красивые и светлые, помогающие людям в окружении богов и религиозных символов, знакомых хотя бы по урокам истории религий в школе. И, как правило, эти книги не только о ворожбе и ритуалах, но и о любви. Можно отметить, что тренд этот явно опирается на сумасшедшую популярность «Сумерек», просто вампиры уже всем надоели за двадцать лет своей безраздельной диктатуры в дамских сердцах, и авторы нашли новую, интересную концепцию, связанную как раз с разрастающимся в обществе интересом к древней магии и её «женским», родовым формам. Ладно, это всё же не лекция о развитии книжной индустрии и трендах, хотя тема хорошая, это обзор комикса, созданного как раз на основе одной из таких серий, которая, что называется, смогла и в наше непростое для печатных книг время стала настоящим бестселлером. Речь о романе Лии Арден «Мара и Морок», точнее, о его графической адаптации, созданной при участии Кирилла Кутузова художницами CrazyTom и Velga North.

Поскольку в современном мире популярность – это умение охватить и заинтересовать как можно большую аудиторию, Арден, конечно, в своей книге делает упор на славянский мистицизм, используя имена языческих богов и раздавая главным героям славянские имена, но при этом антураж и атмосфера «Мары и Морока» напоминает больше о «Ведьмаке» Сапковского. Что тоже хорошо. И ещё Лия искусно интригует читателя и увлекает его в свою историю сразу же очень необычным подходом к образу главной героини, от лица которой будет идти повествование. Дело в том, что Агата (так эту героиню зовут), как ни крути – зомби. Её воскресили в самом начале книги после двух столетий, проведённых в могиле. Но местная магия такова, что она не выглядит трухлявым скелетом, с которого осыпается пыль. Да, некогда роскошные тёмные волосы обрели седину, а кожа стала бледной, но даже это, как говорят местные эксперты по воскрешению, скоро само пройдёт (кроме цвета волос), а вот сердце в груди замолкло навсегда и дыхание осталось лишь в качестве рефлекса. Можно было бы пошутить о том, что мэрисьюшность вышла на новый уровень и теперь даже смерть ей не страшна, но не спешите этого делать, пока не погрузитесь в историю Агаты. Она – последняя из Мар, жриц богини Мораны (это чешская и хорватская версия имени «Марена»). Морана считалась богиней Смерти, её почитали и боялись, как боялись её жриц Мар. Мары представляли собой типичный пример «магического сестринства», это закрытый клан или организация, участницы которой, выбранные не по собственному желанию, приносили в жертву обычную жизнь, давая обеты и принимая на себя ограничения. Например, нельзя было заводить отношения и семью, на этом делается акцент в начале истории столько раз, что сразу становится понятно: кто-то точно всё это нарушит и приведёт орден к непоправимым бедам.

Но это в прошлом. А пока последняя Мара Агата (суровая девушка с характером, а чего вы хотели от человека, которого побеспокоили после двухсот двадцати лет смерти) находится в кандалах в компании Морока, того, кто её воскресил. Ещё один интригующий персонаж: слуга Тени (чего-то безначального и бесконечного, даже более абстрактного и страшного, чем смерть), чёрная фигура в чёрной с золотом маске животного на лице… хотя ходят байки, что никакого лица там нет, лишь пустота. Устрашающий тип, таких боялись даже Мары, хотя когда Морок с главной героиней отправятся в совместную прогулку в конце первого тома, стиль его общения и интерес к странным именам для лошадей заставят подумать, что это какой-то местный Геральт, его все обходят стороной, но у него есть чувство юмора. Вот такие вот титульные персонажи. Также сразу же появляется принц Даниил, наследник правителя государства Серат. Даниил, собственно, и приказал воскресить Агату. Дело в том, что жрицы Мораны не только видят внутри каждого живого существа три золотые нити судьбы (кстати, ещё одна необычная мифологическая концепция, интересно реализованная на графическом уровне), но и способны разрывать их окончательно, «даруя» существу смерть. Практическая сторона этого навыка? Например, в окрестностях Ярата, столицы королевства, развелось много упырей, которые вроде и мертвы, но сильно беспокоят живых. А Агата с помощью своего дара и ритуальных песен в тревожной, заряженной саспенсом сцене умело с ними расправляется. Но, разумеется, это не повод для того, чтобы сам принц (красавчик-блондин, обходительный, но чуточку надменный) занялся воскрешением Мары. Нити сюжета затягивают Агату в большую политику, в отношения между королевствами Сератом и Аракеном, замешанными на обидах, нарушенных договорах, непрекращающейся войне и разных подлостях, одной из которых стало отравление Николая, брата Даниила. Всех – Даниила, Агату и Морока, - уже ждут во дворце, где Маре предстоит выслушать предложение, от которого она, вновь одетая в дорогие наряды, достойные придворной дамы, не сможет отказаться.

Комикс быстро и понятно знакомит читателей с основными магическими концепциями этого мира и затягивает в тревожащую и волнующую тёмную атмосферу со всеми этими упырями и воскрешениями. Что-то запретное витает тут в воздухе, то, о чём не принято говорить не только из-за суеверий и страха перед Смертью, персонифицированной в женских фигурах в красных плащах. Совсем по-иному воспринимается история, переносясь во дворец Ярата. Несмотря на золотой блеск интерьеров, здесь царят Сумерки: Агата попадает в окружение красивых молодых мужчин, которые тут же воспылали к ней интересом и начинают соревноваться в искусстве благородных подкатов. Сам Даниил интересуется Агатой, и он же представляет девушке своего друга Аарона в качестве её нового, надёжного охранника. И вот уже юноши начинают смотреть на Агату с вниманием, щеголяют при ней потными, накачанными торсами, ставя её, вообще-то, перед типично мужским выбором: «Тёмненький или светленький?». А ведь есть ещё и Морок, меньше всего подходящий для романтики субъект, но что-то в нём Агату притягивает. Логично, что этот фэнтезийный мир Арден рассчитан больше на юную женскую аудиторию, романтика - важнейший элемент, без которого никуда. Даже в мире Смерти важна Любовь.

История разворачивается в двух временных линиях, «сейчас» и «тогда». «Тогда» - это не только рассказ о Марах и их образе жизни, их закрытой семье и окружающем тёмном суеверии простых смертных, это история о той трагической и преданной любви, из-за которой рушатся империи… или, как минимум, все сестры объединяются для того, чтобы это случилось. Любой ценой. Любовь трансформируется в Месть, не остывающую и через столетия могильного небытия. Данная часть комикса нарисована Velga North, и это, субъективно, лучшая половинка книги в плане визуала: почти монохромный фон лишь подчеркивает кровавую красноту плащей Мар, очень подходит для показанных здесь событий, пряча в себе что-то хтоническое, северное, безжизненное. Получается прямо славянская готика. У художницы также мне нравятся лица героинь, хотя все они поддёрнуты спойлерной мертвецкой бледностью. Красиво. «Сейчас» раскрывается в более ярком, живом антураже, но меня немного смущают и отвлекают не совсем естественные лица и пропорции рук. Но, если сложить всё вместе, как единую графическую историю, получается хорошо. И в плане сюжета тоже, он старается быть необычным, в нём есть тайны и драматические повороты, мотивирующие героев действовать, а читателей – сопереживать.

Адаптация бестселлера выпущена издательством «Комильфо» с явным расчётом повторить успех и в виде комикса. Поэтому выглядит первый том стильно, как минимум, бросается в глаза обложкой с серебряным тиснением. На форзаце и нахзаце, как и положено в фэнтезийных сагах, карты мест действия. Формат издания 165х260мм, 112 страниц. Основную обложку нарисовала художница чехарда, вариантную создала Дарья Боброва. Общий тираж 13000 экземпляров.

https://vk.com/komilfobook

Craftum Конструктор сайтов Craftum