В девяностых годах прошлого века в культовом (и это не просто «красное словцо») отечественном журнале комиксов «Муха» публиковался комикс «Школа ведунов» Вадима Рубцова – произведение в жанре средневекового фэнтези. Воспоминания – субстанция, конечно, субъективная и в них события и явления прошлого закономерно приукрашаются, проходя через фильтр личного опыта и пережитых некогда эмоций, но в отношении «Школы ведунов» найденные в Интернете отзывы читателей выглядят уверенно-однозначно: «самый красивый и атмосферный российский комикс девяностых», «то, ради чего я читал «Муху»», и так далее. Надо признаться, что об этой графической работе я никогда не слышал, видимо, с этими ведунами мы где-то разминулись. Но мой интерес к отечественным комиксам прошлого по-прежнему искренен и безграничен, поэтому новость о том, что Евгений Нитусов снова вернулся к делам своего издательства комиксов, выпускает книги одну за одной и, в том числе, напечатал тираж «Школы», вызвала воодушевление.
В «Мухе» публиковалась история под названием «Конец Сумеречного леса», именно она запала в душу читателям. В издании Нитусова её нет, в новом томе представлено продолжение серии, созданное позже и уже – насколько это бросается в глаза – целиком на компьютере. Сказочный зачин «Давным-давно» поведает о том, что в далёкие времена, когда леса кишели гоблинами и оборотнями, в рамке Тарекс была основана школа ведунов, воспитанники которой должны были стать заслоном на пути всякой нечисти. Правда, первое же знакомство с воспитанниками заставляет подумать о том, что у нечисти шансы уцелеть и победить в схватках с этими ведунами максимально высоки. Перед нами классический тандем героев, «толстый и тонкий», совсем ещё пацаны Пициабиус (или просто Пицца) и Куэрко. Несмотря на то, что происходят они из знатных семей магов и мастеров боевых искусств, отношение обоих к урокам и занятиям варьируется от «учится плохо» до «к учёбе равнодушен». Зато туповатый Пицца обладает способностью левитировать мелкие предметы, а вечно сонный Куэрко отлично владеет холодным оружием. В общем, не совсем безнадёжны. По каким-то причинам именно эту парочку магистр школы отправляет в город Алимитарис, где участились случаи пропажи детей и в этом подозревают ведьму Морбиллу. Собственно, расследование пропаж и занимает первую из двух сборника.
Надо заметить, это странная глава. Как в плане сюжета, так и с точки зрения визуальной составляющей. Действие очень фрагментарно и без предупреждения переходит от сна к яви, от настоящего к прошлому, бросаясь от солнечного дня в красное психоделическое марево, вызванное зелёным сонным порошком. Рубцов очень грамотно работает с пространством кадра, его глубиной (задний фон размыт, предметы и люди на переднем плане более чёткие, отчего создаётся ощущение объёма), но заполняет это пространство неуютными фигурами с большими головами и искаженными пропорциями. Компьютер помогает Вадиму усиливать 3D-эффект, но от этого комикс кажется ещё более странным. И пугающим – персонажи словно знают, что по эту сторону кадра за ними кто-то наблюдает и тоже решают полюбопытствовать, кто же это на них смотрит. В общем, головы, лица максимально близки к читателям и иногда искажены так, словно мы смотрим на них через дверной глазок. Какими они видят нас, не хочется даже думать. Вторая глава увереннее выстроена в плане сюжета, в ней продолжение преследования злобной ведьмы превращается в убедительный фэнтезийный экшен, в котором находится место людоедам, рыцарям, куклам вуду, мерзким карликам-предателям и боевым сценам, заполненным залихватскими звуками «Дыщ!» и «Хряк!». Но персонажи всё также странны. Хотя во время чтения мне пришла в голову отличная мысль: нечто похожее получилось бы, если известный режиссер Терри Гиллиам решил придумать и нарисовать фэнтезийный комикс. Настроение, атмосфера, абсурдность, нередкий юмор и сами герои (особенно рыцарь) – это прямо всё гиллиамовское. Если вам подобное по душе, «Школа ведунов» найдет прямой путь к вашему сердцу. Но в целом комикс всё же выглядит своеобразно.
В издании представлены небольшие, но впечатляющие бонусы. «Шут» в свое время получил гран-при фестиваля «Коммисия», это монолог клоуна, интересный тем, что художник от кадра к кадру использовал разные графические стили. Клоун – это грустный философ-фаталист, объясняющий, почему он всегда смеется и почему не стоит считать его дураком; при этом сам персонаж выглядит и ведёт себя под стать своему «коллеге» из кинговского «Оно». «Девицу босою» я бы описал так: ИИ попросили нарисовать комикс по тексту песни (автором которой является Вадим) в стиле Сальвадора Дали. Понятно, что участвовал в создании никакой не искусственный разум, а самый настоящий и талантливый человек, но первое впечатление именно такое. Это поток сознания и сюрреалистических моментов, объединенных вокруг одного женского образа. Не больше. Но и не меньше.
Авторский комикс со своим стилем и атмосферой. У кого-то он всколыхнёт в душе волну ностальгии по «Мухе» и печатавшимся там работам. Для кого-то запросто может стать необычным новым «экспириенсом». В любом случае, попробуйте. Евгений Нитусов вернулся к тому формату изданий, с которого когда-то начинал: комиксы в твёрдом переплёте альбомного размера (разве что габариты нынче чуть поменьше). 52 страницы, тираж не указан, многообещающий именной лейбл издателя на обоих сторонах обложки.