9 сент. 2024

Мнение. Акира. Шестой том

Делать обзор на последние тома «длинных» серий манги сложно. Как правило, к этому моменту непосредственно автор (а следом за ним и создатель обзора) обо всём важном уже рассказал и начал готовиться к финалу, расставив всех персонажей на игровой доске сюжета. Кацухиро Отомо, например, сделал это заблаговременно. А в ожидании финала большинство читателей подробные обзоры с большой вероятностью отпугнут, потому что никому не охота словить спойлер. Конечно, можно попытаться обойти сюжетные линии и сделать какие-либо общие или объективные выводы, но это может не сработать в том случае, если речь идёт о культовых сериях, тех, что у всех на слуху – а «Акира», бесспорно, как раз из этой категории. Эти выводы наверняка будут оспорены ярыми фанатами, коих конкретно у этой манги и снятого по её мотивам аниме огромное количество. Такие вот проблемы рецензента. Но, поскольку предыдущие пять томов были прочитаны (залпом) и описаны (в порыве вдохновения), не стоит бросать эту историю в самом конце, верно? Может, хотя бы попробовать посмотреть на неё немного под другим углом?

Постапокалиптичный Нео-Токио сотрясают удары неведомой Силы. На улицах, превращенных в баррикады из руин, самопровозглашенная власть в лице Великой Токийской Империи борется с религиозными «сектантами» и пытается обуздать своего вице-лидера Тэцуо, чтя неконтролируемая Сила резонирует с Силой самого Акиры, маленького молчаливого мальчика, почти уничтожившего Нео-Токио более тридцати лет назад. Тэцуо теперь обладает регенерацией, но это не слишком его радует, ведь что-то постоянно пытается вырваться из его физической оболочки, из-за чего манга регулярно запрыгивает на территорию киберпанковского бади-хоррора и на фоне выверенной в мелочах архитектуры воплощением беспорядка предстаёт искаженная, хаотичная плоть. А ещё Тэцуо может устраивать лунные катастрофы и уничтожать эсминцы ВМФ США. Американцы, кстати, уже выслали за ним и за Акирой отряд спецназа, а заодно перевели авиацию и артиллерию в боевой режим, решив прибегнуть к традиционной схеме «ковровых бомбардировок несогласных». Полковник тоже считает, что может разрешить ситуацию проверенными методами, с помощью наведения лазерного оружия с космического секретного спутника. И Канэда, бывший друг Тэцуо и лидер байкерской группировки, тоже думает, что его пацанского задора и силы хватит, чтобы остановить того, кто стремительно превращается в неконтролируемое СуперОружие разрушения. Американцы, Полковник, Канэда… все они верят в разрешение ситуации «по старинке», силовыми методами воздействия. В этом их главная ошибка, ведь они имеют дело с непознанной Силой, которая (спойлер!) напрямую связана с происхождением Вселенной. Несколько иная точка зрения на борьбу с этой бесконтрольной мощью у слепой лидерши секты Мияко и у Кэй, революционерки, внезапно оказавшейся в эпицентре эзотерической войны. Кэй должна всё исправить и для этого, вполне вероятно, её придётся принести себя в жертву во имя всего человечества… но есть ли её дело до этого человечества, если в забытие она всё время шепчет только одно имя, Ка-Нэ-Да?

Благодаря аниме «Акира» широко растиражирован образ Канэды, решительно направляющегося к байку. Образ неоднократно тиражировался, косплеился, использовался в различных произведениях; количество отсылок к нему в массовой культуре при самом поверхностном подсчёте переваливает за пару сотен. Но в финальной части манги Канэда внезапно «седлает» гораздо более брутальную технику (хотя, казалось бы, что может быть брутальнее того красного мотоцикла?), военного транспортного робота на шести ногах. Образ этот, правда, такой же «классикой» не стал, но выглядит всё равно круто. На этом железном коне парень, переругиваясь со своими корешами, влетает в последний акт непрекращающегося боевика имени Акиры. Огненные шары вырастают над Нео-Токио. Авиация «демократично» утюжит и без того разрушенный город. Жертвы среди близких толкают героев на эмоциональные поступки. Обязательные самопожертвования добавляют действию трагедийности. А Кацухиро Отомо по законам жанра возвращает историю туда, где всё когда-то началось. В подземные лаборатории. На олимпийский стадион Нео-Токио. Кажется, что всё должно закончиться здесь, но, когда поле битвы раскинулось на всю Землю, это уже невозможно. Честно говоря, складывается впечатление, что долгие блуждания по подземным лабиринтам (нарисованным настолько детально, что, честное слово, Отомо нужно было привлекать к работе над инженерными чертежами мегалитических коммуникаций) нужны здесь исключительно в качестве филлера, заполняющего пространство в пару-тройку глав. Не критично, но темп всё равно сбивает.

Развязка сюжета происходит на трёх уровнях. Один из них – метафизический, демонстрирующий некое измерение, где вчерашнему гопнику Канэде открывается истина о природе Силы и Вселенских законах. Второй – внутренние империи, подсознание Тэцуо, где из хороших и плохих воспоминаний нужно сложить целый паззл, ментальную карту. И третий – обычный мир, где ещё действуют законы социума, политики, экономики и всего такого. Про первые два «уровня» сказать ничего иного, кроме как «Круто!» не могу, тут есть моменты, сносящие крышу не хуже, чем, например, идея «Матрицы». Хотя моментов этих, на мой взгляд, маловато, и не стану утверждать, что их объяснение удовлетворит пытливые умы на сто процентов. Но нельзя предъявить Кацухиро за то, что он не стал браться за полную расшифровку для читателей всей своей эзотерики, оставив непознаваемое – непознаваемым. Таковы законы Вселенной. Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам.

Третий же уровень… скажем так, он сильно зависит от той мировой ситуации, в которой Отомо создавал свою мангу. Это очень спорный уровень, хотя и предельно романтизированный, со всеми этими «Уходим в закат» и «Дальше действовать будем мы». Японцы здесь прямым текстом (точнее, своими действиями, не суть важно) посылают американцев в далёкие дали, давая им понять, что и без них смогут разобраться и наладить свою жизнь. В нынешней мировой ситуации это выглядит гротескно (особенно когда японское правительство включает режим «забывания» в вопросе о том, кто и зачем устроил ядерную бомбардировку Хиросимы и Нагасаки), но для начала восьмидесятых это очень актуальная тема, если вспомнить, под каким американским контролем находилась Страна Восходящего Солнца, которой даже запрещалось иметь свою армию. Кстати, армия – своя, из байкеров и прочих бодрых ребят – тут тоже появляется, встав на защиту интересов Великой Токийской Империи Акиры. Можете со мною поспорить, но финал «Акиры» - это прямое политическое высказывание Отомы. После Второй Мировой Войны Япония подписала отказ от исследований в области производства ядерного орудия. В «Акире» же в руках новых имперцев оказывается оружие намного более мощное. Но мне почему-то кажется, что это всё равно не сработает. Почему? Описанное новое устройство общества очень похоже на анархию. Круто, конечно, когда ты молод, на байке уносишься в светлое будущее, рядом верные друзья и боевые подруги… но это романтика токийских мотобанд (можете починать «Токийских мстителей», там хорошо описано, куда эти романтические порывы заводят), в реальном мире эта вольница, помноженная на большие запасы орудия, никогда и нигде не срабатывала так, как этого хотелось её адептам, всегда всё кончалось печально. Но это не отменяет того факта, что финальные сцены «Акиры» круты, а последние кадры – максимально душевны. Прямо-таки гимн дружбе и юности.

Итак, это приключение подошло к концу. Великая манга выпущена на русском полностью. Фанаты хардкаверов будут протестовать, но лично мне кажется, что издание от XL Media, максимально приближенное к оригинальному изданию, выглядит очень стильно и отлично смотрится на книжной полке. Даже захотелось, чтобы остальная манга тоже издавалась у нас в подобном формате. Кто-то жалуется на газетную бумагу, специально для них я сбегал к почтовому ящику, достал газету и сравнил – у «Акиры» бумага всё же поплотнее и получше на ощупь. От остальных пяти томов шестой отличает только заливка алой краской на всех отрезах книжного блока. Мягкий переплёт с суперобложкой, калейдоскоп цветных кадров на форзацах, пересказ предыдущих событий, несколько цветных страниц в самом начале. Размер 180х260мм, 440 страниц, тираж не указан. Напечатаны книги в Китае.


www.xlm.ru


Craftum Конструктор сайтов Craftum