30 сент. 2024

Мнение: Алиса. том первый

Знаковыми бывают события. Люди, песни, книги. Но в середине восьмидесятых годов прошлого века у советских (и не подозревающих о том, что в этом статусе им осталось существовать крайне непродолжительное время) подростков было ещё и знаковое женское имя – Алиса. Знаковое… ну, потому, что слово «культовое» тогда звучало не очень. А сейчас это слово совсем уж размыто и лепиться ко всему, что подвернётся под руку. Всероссийской славы Алиса добилась не благодаря Константину Кинчеву или группе «Сталкер», в главном хите которой Андрей Державин просил обладательницу этого имени не плакать в свой шестнадцатый день рождения. Мегапопулярность на Алису обрушилась после выхода многосерийного фильма «Гостья из будущего», снятого по мотивам бестселлера писателя-фантаста Кира Булычева. Если вы этот фильм не смотрели – значит, у вас никогда не было «Алиса, миелофон у меня!». Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что столь зашкаливающей славы заслуживает не только имя Алиса, но и имя Наташа, ведь именно так звали актрису, сыгравшую в этом фильме главную роль и ставшую реально символом светлого будущего. Открываешь глаза в прекрасном далёко через сотню лет – а там ждёт тебя это голубоглазое чудо с детским, но при этом очень мудрым, проникновенным взглядом. Вот именно этот образ навечно проник в ДНК советских школьников. И именно этот образ до сих пор моментально узнаваем и считываем миллионами взрослых людей. Чем, кстати, пользуются то маркетологи банков, то создатели фантастических блокбастеров «по мотивам», в очередной раз доказывающие, что творят в условиях неистребимого карго-культа, уподобляясь Голливуду.

Короче, Алиса и Наташа слились в единое целое, в живой и знакомый образ. Именно он встречает нас на обложке комикса российского автора и художника Владимира Сахнова. Ух ты, хочется воскликнуть, неужели это адаптация чего-то из Булычёва? Хотя…Алиса тут с американской винтовкой М-16, за ней дама в «скафандре» и медведь. Не помню что-то такое у Кира. Ладно, хватит вокруг да около, давайте почитаем комикс. Который был задуман во время поездки в США и потихоньку публиковался на английском языке на одном из сайтов. Комикс чёрно-белый, сначала напоминает что-то типа «Walking Dead» (но совсем без зомби), а потом уходит на территорию, откуда совсем недавно Алекс Гарленд вытащил свой блокбастер-предсказание «Падение Империи». Две героини – Алиса, копия Натальи Гусевой, и женщина постарше и поопытней, откликающаяся на имя Тоня – путешествуют по американской дикой природе. Они не туристки, хотя виды, даже в формате ч/б, обязывают. Нам дают понять, что за чертой дикой природы ситуация не очень, там что-то случилось глобальное, в истоках чего стоит искать недальновидную политику и чемоданчик с красной кнопкой. У Алисы и Тони есть некое задание, а ещё им нужно соблюдать лингвистическую безопасность и следить за тем, чтобы не вырывались слова на русском. А моменты для пары-тройки русских идиоматических выражений на фоне бесконечных красот присутствуют – то медведь нападёт (явно не знающий того, что у русских с медведями особые отношения), то картины трагических последствий всемирной катастрофы покажутся в затерянной в лесу хижине (давая понять, кто в первую очередь страдает от всяких войн и глобальных бед), вступая в мучительное противоречие с пасторальными видами, то начнётся убийственная заварушка.

В первом томе пять глав, но сюжет можно разделить на две части. В первой – вводный, неспешный трип героинь в модном youtube формате «выживальщики», во второй – экшен, максимально беспощадный ко всем участникам, в том числе и к главным героиням. Алиса и Тоня оказываются втянуты в разборки хорошего человека Андрiя с местной бандой, которая решила отжать простаивающий после катастрофы нефтеперерабатывающий завод. В комиксе есть вводная информация о переработке нефти в бензин и, без шуток, это весьма познавательно. Также хорошо показано, что на руинах цивилизации отлично себя чувствуют различные пассионарии из трущоб, решающие проблемы прямолинейно, но эффективно. Местные бандиты – плоть от плоти бандитов из американских фильмов и сериалов, таких и в «Breaking Bad» можно увидеть, и много где ещё. Чего я точно здесь увидеть не ожидал, так это Алисы Селезнёвой в режиме «коммандос», отстреливающей плохих парней из винтовки. Да, я понимаю, никто мне тут не обещал той самой Алисы Селезнёвой, но всё же. Есть ощущение, что Владимир Сахнов рисует комикс всё же из вселенной Булычева, просто в этой вселенной что-то пошло не так, коммунизм не победил и прекрасное далёко обернулось суровой реальностью, в которой вместо робота Вертера прилетит дрон.

Монохромность рисунка истории подходит. Сахнов стремится к реализму, но не перегружает кадры деталями, оставляя в них много атмосферной пустоты. Экшен сцены намерено упрощены, грубоваты, в них чисто действие и резкие движения. Это субъективное мнение, но мне кажется, что Владимир в вопросе изображения женских персонажей вдохновлялся Терри Муром, есть что-то такое, напоминающее. Сюжетно комикс заканчивается в идеальных условиях для фразы «продолжение следует», но когда оно последует – неизвестно, вроде как на горизонте маячит что-то в стиле «Mad Max» и прочий постапокалипсис. Изначально комикс публиковался на английском, поэтому тут есть подсказки со «*», дающие понять, на каком языке общаются в тот или иной момент героини. «Алиса» представляет собой добротный самиздат, первый том вышел в формате тпб небольшого размера, с глянцевой обложкой. Клееный блок, 90 страниц, есть авторское предисловие. Тираж не указан. Интересная история, интересная отсылка к великому персонажу детства, реалистичное действие и подвешенная в воздухе интрига. Если вам хочется почитать хорошие, многообещающие российские комиксы, не попавшие в поле зрения крупных издательств, попробуйте подружиться с «Алисой».


https://vk.com/vladimirsakhnov


Craftum Сайт создан на Craftum