В марте 1987-го года американская группа «Anthrax» выпустила свой третий, во всех смыслах чумовой альбом «Among the Living», ставший их самым успешным релизом и культовой работой среди фанатов трэш-метала. Пластинка звучала быстро, технично, тексты, не обходящиеся без иронии, затрагивали основные темы, которые волновали американские умы, воспитанные политикой, социальной жизнью и поп-культурой тех лет: чуть отодвинувшаяся благодаря Перестройке дальше от реальности Холодная Война всё еще пугала неминуемым ядерным кошмаром, недавняя Чернобыльская катастрофа вызывала панику и ощущение беззащитности, а Голливуд, достигший своего технического расцвета, выдавал блокбастеры, кошмарящие то нашествием инопланетян, то природными катастрофами, то зомби-эпидемиями и Апокалипсисом. В общем, будущее казалось не очень светлым и многим людям открывалась горькая истина о том, что находиться среди живых – не всегда спасительный и верный вариант. А ещё «Anthrax» придумали Нотмена, своего маскота, может быть, не столь известного, как Эдди у «Iron Maiden», но тоже прикольного типа. Короче, разносчики сибирской язвы неслабо зажгли.
Но какое это имеет отношение к комиксам? Самое прямое. В честь сорокалетия группы издательство «Z2» (работы которого на русском ещё, если не изменяет память, на печатались) подготовило сборник «Среди живых»: пригласило весь цвет комикс-индустрии и попросило авторов и художников придумать историю по мотивам каждой из песен пластинки. Получилась как бы визуальная версия альбома. Имена приглашенных, надо отметить это отдельно, внушают: Грант Моррисон, Джерард Уэй, Кори Тейлор, Джимми Пальмиотти, Рик Ремендер, Брайан Аззарелло, Дэрик Робертсон и другие, всего более тридцати человек. Итак, после предисловия одного из участников группы следует интро, рассказывающее о происхождении Нотмена, который потом будет добавлять свои ремарки перед каждой песней/историей. Нотмен рождается из одержимости одного человека и всех перечисленных и вообще всех возможных глобальных напастей в атмосфере чёрного юмора и монохромной, очень детальной графики от Нельсона, от которой веет духом DIY-панка.
Героя заглавной истории «Среди живых» прессует мама, запрещая слушать свеженький альбом «Ahthrax» на VHS-кассете. К счастью, у патлатого боя есть запасная копия. Наушники, усилок погромче – и целый калейдоскоп сюжетов и событий заполоняет разум парня. Я так понимаю, что в основе комикса заложено стремление передать ощущения и образы, возникающие при прослушивании альбома. Что же, это точно удалось. Действие несётся в бешеном ритме, как будто им управляет вгоняющий в транс бластбит ударной установки, рёв гитар здесь заменяют агрессивные, но, опять же, наполненные иронией картины всеобщего дестроя, а партии вокалиста раскиданы по кадрам фразами типа «Капитан Торч помог все поколения ему поставить разом на колени». Я вот как-то примерно так и представлял смысловое наполнение трэш-метала. Для такого идеальная финалочка – это ядерный грибок в конце, что, собственно, мы и наблюдаем. Безумное и весёлое турне сквозь Апокалипсис в один конец.
Люди влачат жалкое существование, не догадываясь о том, что некие господа в строгих чёрных костюмах (выглядящие как главы транснациональных корпораций) подпитывают своё бессмертие их энергией. Нет, это не «Матрица», схожую концепцию придумали «Anthrax» гораздо раньше. Бедолаги попадают в Мош, яму, где происходит вся та дичь, на которую способен необразованный дикарь, когда ему чуть перепадёт силы и власти. Роды в грязи, перекусывание пуповины зубами, кровавые разборки и бесконечный адреналин. По законам жанра, среди этой грязи рано или поздно должен появиться мессия, который раскроет людям глаза на происходящее и укажет нужный путь, призовёт к восстанию. Тут тоже появляется один такой. Но ненадолго. Мош и хозяева этой ямы оказываются сильнее и побеждают в войне за разум и души своих «батареек». Жесткий комикс с максимально детальным и брутальным рисунком.
Следующая песня называется «Я – закон!», поэтому неудивительно, что персонажем комикса по её мотивам стал Судья Дредд. У нас выходило не так много комиксов про этого героя, но пока что это один из самых лучших среди них, серьёзно. В Мега-Сити бушует зомби-эпидемия, вызванная новым наркотиком, который отправляет принявшего его за границу жизни, устраивая посмертный опыт. После чего торчок на отходняках слетает с катушек и идёт всех бесконтрольно мочить. Дредду удаётся найти тех, кто производит и распространяет наркотик, но во время вынесения приговора происходит кое-что, после чего Дредд сам оказывается угрозой для общества. И тут возникает дилемма: главный поборник закона должен сам себя арестовать и приговорить, чтобы следовать букве этого самого закона, даже несмотря на то, что другие судьи и жители Мега-Сити остро нуждаются в его помощи. Авторы комикса Скотт Иэн и Крис Уэстон ставят финальную точку в долгой истории Дредда, если вам очень хочется узнать, как закончил свои дни этой персонаж – читайте данную историю.
Уж сколько раз говорили нам: «Будьте осторожны со своими желаниями!», да всё мимо. Арнольд Дэвид – типичный неудачник, маленький человек. У него есть женщина, ребенок, нет работы (за что женщина планомерно его пилит), а он всё мечтает стать звездой стендапа. Однажды ему выпадает шанс и он находит «волшебную лампу», из которой выпускает джинна. Джинн, напоминающий внешне любого глэм-рокера восьмидесятых, но ведущий себя как совсем уж поехавшая Маска из одноименного фильма, обещает исполнить желание Арнольда, если он совершит три действия. И дичь происходящего будет возрастать от кадра к кадру (при том, что в начале будет ограбление секс-шопа фиолетовым резиновым членом, а дальше уже по нарастающей). Итог ожидаем, но, самое главное – желание исполнено. Грязно, мерзко, но поучительно. В следующем отрывке альбома, «Скелет в шкафу», художник Маан Хаус щедро заливает чёрный цвет сверху густым красным, показывая будни кровавого убийцы, одержимого демонами из древней книги. Это, пожалуй, наименее содержательная часть сборника, но инфернальности как раз благодаря рисунку тут не занимать.
В далеком будущем отряд настоящих индейцев, выглядящих благодаря художнику Фредди Уильямсу II одновременно как супергерои и персонажи игры «Horizon Zero Dawn», десантируется с космического корабля на вражескую территорию, чтобы спасти от местных заражённых своих похищенных детей. Грант Моррисон создал многословную, красивую в повествовательном стиле, но всё же больше атмосферную историю, не лишенную волнительного экшена. Индейцы, будущее, прошлое, из которого всё плохое перешло в пересказываемые из поколения в поколение легенды… определённо, в этом что-то есть, плюс рисунок яркий, сочный и необычный. Следующий рассказ заставляет вспомнить фильм «С меня хватит!» с Майклом Дугласом: обычный человек, белый воротничок, крайне раздражается от окружающих людей, которые грубые, наглые, обычные и все максимально одинаковые. Прямо бесят так, что хочется вырывать им сердца. Angst персонажа нарастает, окружающие превращаются в толпу существ с чёрными лицами и красными глазами, и становится понятно, что аккумулированная злоба в финале обязательно полыхнёт. Что и происходит, но не самым предсказуемым образом. Скажем тем, без налёта дьявольской театральщины не обошлось.
Реальную идею подкидывают Брайан Аззарелло и Дэйв Джонсон в своем комиксе: отправлять в космические путешествия роботов, управляемых сознанием пилотов, оставшихся на Земле. Один из таких роботов (из-за выбранной ч/б винтажной эстетики выглядит он как «болванка» из самых первых комиксов про Железного Человека) попадает на космическую станцию с целью узнать, что на ней случилось. Можете накидывать варианты типа «инопланетных захватчиков», «вируса», «всеобщего помешательства». Всё в целом подходит под эти ситуации, но страшнее оказывается, как всегда, обычная человеческая зависть и расчётливость. Наконец, финальный комикс-трек, включайте фанфары, зовите кровавых клоунов с бензопилами и устраивайтесь поудобнее на первых рядах театра абсурда: Роб Зомби, дамы и господа! Ветеран хоррор-рока и режиссер несколько иначе интерпретировал жанровый термин «трэш», в связи с чем выдал максимально упоротое произведение, настоящий андеграундный китч, исполненный колючего сарказма. Как бы это получше описать? В общем, так бы выглядел фильм «Марс атакует!», если бы снимал его Роб. Марсиане высадились на Землю и хищническим путем пересадили себе головы земных знаменитостей. Начав с бейсболистов (чьи имена нам вряд ли что-то скажут) и талисмана их команды, тигренка Мелвина, который стал читать проповеди от имени Космического Иисуса. Рональд Рейган обзавёлся телом спасательницы Малибу, Мерилин Монро стала кентавром, а детектив Магнум должен спасти Кэри Фишер, не расстающуюся со своим лучшим экранным образом и легендарным нарядом. Обычно в таких случаях спрашивают «Что курил автор?», также уместно поинтересоваться, что употребляли художник Эрик Родригез и колорист Стив Чанкс, у которых получился почти что коллаж из неподвижных, улыбающихся лиц селебрити в приглаженном розово-неоновом ретровейв стиле. Максимально психоделическая вещь и вообще вынос мозга.
Абсолют того, что принято называть «альтернативными комиксами», которые обычно противопоставляют коммерческой супергероике. Тут нет двух похожих историй, и это очень хорошо, каждый найдёт себе рассказ по душе. У меня есть сильное желание никогда не пересекаться с теми, кто про «Скелет в шкафу» сказал бы «Надо же, как точно описаны мои будни!». Да, и на брутальщину тут не скупятся, поэтому строго 18+. Сборник вышел на русском в издательстве «Комильфо». Твёрдый переплёт, формат 163х245мм, 160 страниц, тираж 2000 экземпляров. В разделе допов галерея обложек и принтов, а также новые дизайны Нотмена от Грега Никотеро. На форзацах собраны портреты некоторых причастных к этому сборнику авторов. Вы точно знаете, какой саундтрек нужно врубить во время чтения этих комиксов, тут без вариантов.