Влияние письменности и книг на развитие мировой цивилизации - факт бесспорный. Тут вам и один из основных способов передачи информации, и её сохранение, собрание и упорядоченье исторических фактов и технических данных, языковой и культурный обмен, развитие духовной сферы… без всего этого наша жизнь была бы другой. В конце концов, читать книги просто-напросто интересно, этот процесс развивает грамотность, воображение, обогащает внутренний мир. Да и как говорил Джордж Мартин, «Человек, который читает книги, проживает тысячу жизней: тот, кто не читает, проживает лишь одну». Можно покорять моря, подземелья, горные вершины, другие галактики - и делать всё это, не вставая с дивана. Хотя, конечно, кто-то скажет, что это развлечение для бедных. Но вот, например, главный герой манги, о которой пойдёт у нас речь, обычный и очень бедный паренёк Сио Фумис, которого к тому же другие жители деревеньки Амун (где-то на задворках показанного здесь мира) унижают за его необычную и раздражающую, по местным меркам, внешность - но стоит ему взять в руки книгу, и Сио уже мчит навстречу приключениям на корабле отважного капитана Шагразата в надежде увидеть эбеновых коней, птицу рух, джиннов и морских чудовищ. И этот восторг от предвкушения удивительных встреч и невероятных испытаний является поистине бесценным опытом. Для любого, кто, как Сио, боготворит книги. Конечно, после того, как перевернутся последние страницы очередного «бестселлера» про Шагразата, паренёк снова окажется в неприветливой реальности, в которой его сестра пашет на нескольких работах до обморока, а ему приходится выносить оскорбления и издевательства.
Есть манга на любой вкус: для фанатов роботов и космических перестрелок, быстрых машин и всесильных воинов, потусторонних созданий и кошкодевочек. Мицу Идзуми выбрала особую категорию читателей: книгофилов. Любовью к книгам тут пропитана, уж извините за каламбур, каждая страница. А рассуждения о влиянии книг и собранной в них информации занимают внушительное место, и всё это дополнено цитатами, примерами, историческими фактами, причём подано это в восторженном тоне. Даже если вы вообще далеки от чтения и первый том «Архимага библиотеки» попал к вам в руки случайно, после его прочтения вы точно побежите к ближайшей книжной полке. Иначе никак. Так почему же такой любитель чтения как Сио терпит нападки окружающих? Извечная доля «ботана» и «гика», вынужденного пасовать перед лицом необразованной толпы? Не совсем. Дело в том, что Сио полукровка, у него заострённые уши (что может считаться намёком на то, что у него в роду были какие-то местные эльфы и обычные люди это не слишком приветствуют) и очень светлая кожа. А, если приглядеться, в основе сеттинга манги Идзуми поместила черты и приметы периода истории, который принято называть «рассветом исламской цивилизации»; это когда в Европе цвело и пахло страдающее Средневековье, а на Востоке вовсю развивались наука, культура и искусство. Но в этих условиях светлокожий Сио действительно выглядит как белая ворона.
Помимо желания читать книги, у Сио есть та самая, с большой буквы, Мечта: он жаждет попасть в город Ацхак, где расположена Великая Библиотека. Шансов на осуществление этой Мечты абсолютно точно нет, но в Амун прибывают кахуны, сотрудницы Великой Библиотеки. И тут надо срочно забыть все стереотипы о шуточки про библиотекарей, мол, это копающиеся в книгах дамы, злобно шикающие на читателей, посмевших нарушить тишину в читальном зале. Вообще, кахуны в реальности - это (внезапно) гавайские жрицы, представители местной религии. Правда, не очень понятно, реально они существовали или это модный новодел; дело в том, что в конце прошлого века гавайские острова стали центром движения «New Age», а его адепты легко выдумывают новые религии, совмещая их с более древними. И по внешнему виду, и по поведению, и по убранству платьев этих персонажей легко понять, что кахуны Библиотеки - привилегированная, интеллектуальная каста, причем члены её сосредоточены на гуманитарной миссии, ратуя за просвещение, сохранение и распространение знаний. Сио сводит с ними знакомство, его особенно выделяет кахуна Седна Блю из отдела защиты и сохранения Великой Библиотеки. Стоит заметить, что читатели до этой самой библиотеки в первом томе манги не доберутся, но смогут узнать многое о её работе, кахуны охотно делятся информацией о разных отделах заведения, государственная важность которого в итоге не вызывает сомнений. Также кахуны не скрывают своих талантов, они не только ищут редкие книги, они мастерски их восстанавливают. Глядя на то, как быстро и четко хрупкие женские руки порхают над повреждённой обложкой, соединяя страницы специальной бумагой и особым клеем, так и хочется сказать: «Это какая-то магия!». И данное утверждение недалеко от истины, потому что в мире «Архимага» магия действительно присутствует. Ведь книжные сокровища могут в итоге оказаться чёрными гримуарами, из повреждённых страниц которых струится, утекая, мана, местный аналог магической энергии. Так что размеренный темп повествования, заданный в начале тома, быстро сменяется пожарами, волшебными ритуалами и даже настоящим детективным расследованием.
Сио - персонаж молодой, страдающий, буквально горящий своей Мечтой, хотя рационально осознающий невозможность её исполнения в показанных условиях. И лишь только череда событий и мотивация Седны убеждает его в том, что каждый может стать главным героем романа под названием Жизнь. Эта позитивная мысль, кстати, проходит через повествование (как минимум, если говорить о самом начале истории) и она реально подана здесь с каким-то вдохновляющим эффектом. Кахуны - четыре женщины разных лет (но всех их можно назвать молодыми, да и нарисованы они исключительными красавицами), мудрые, у каждой свой характер. Одна спокойна, другая может за книгу стереть с лица земли… или, как минимум, создать такое ощущение у оппонента, что оказывает на того крайне эффективное воздействие. Среди кахун есть даже представительница народа кокопа, в общем, пока всё, что нужно знать об особенностях этого народа - у всех его представителей есть крылья. Честно говоря, я не помню, а существует вообще фэнтези-манга, где не было бы маленьких, крылатых и очень энергичных волшебных девочек?
Если брать первый том, то персонажи здесь воспринимаются как весьма стандартные, внимание с них быстро переключается на рисунок манги, а он тут прямо классный. Идзуми рисует детально (признаться, я залипал несколько раз, разглядывая десятки украшений на платьях кахун), создаётся впечатление, что в пейзажах она стремится добиться фотографической точности (но не исключено, что это реальные фото так обработаны, у каждого свои способы сделать красиво). К тому же даже ч/б формат даёт чёткое ощущение, что большинство дневных кадров прямо-таки залиты тёплым солнечным светом. И это заставляет воспринимать мангу как нечто позитивное. Да, тут есть неприятные моменты буллинга главного героя, но они почти не влияют на это ощущение. В процессе чтения у меня в голове постоянно возникали чёткие ассоциации с «Волшебником Земноморья» Урсулы ле Гуин, не в плане сюжета или сеттинга, а в плане атмосферы. Хотя сага о Геде от тома к тому становилась мрачнее, посмотрим, уготована та же участь истории Сио. Тут судьба сама ведёт его на роль того, кто может изменить мир. А ведь это можно сделать разными способами…
Здесь много интересных мыслей о книгах, некоторые фразы хочется разобрать на цитаты. В эпоху соцсетей, ИИ и невообразимо быстрой передачи информации, разгоняющей темп жизни, «Архимаг библиотеки», наверное, один из последних шансов привить людям любовь к чтению и восторженное отношение к литературе. Выпуском этой манги занимается издательство «Азбука», серия выходит в твёрдом переплёте с суперобложкой, но не с глянцевой, как обычно, здесь более плотная и шероховатая на ощупь бумага. Когда-нибудь, когда все тома «Архимага» будут изданы (а серия ещё находится в статусе онгоинга), из этих суперобложек можно будет сложить большую картину. Формат издания 136х200мм, 232 страницы, тираж 6000 экземпляров. На обоих сторонах обложки собраны мини-стрипы и разная информация о книгах и персонажах.