«Как росли подростки в девяностые» - крайне обширная и противоречивая тема; с одной стороны, творилась разная дичь, на фоне которой «Бригада» и «Слово пацана» кажутся добрыми сказками на ночь, с другой стороны, эпоха перемен и зарождающихся рыночных отношений не только диктовала свои условия, но и давала возможности. Кому и какие – это предмет отдельного разговора, всё вполне умещается во фразу «Мы выживали как могли». Способы выживания бывали подчас экзотическими, но находчивости и трудолюбия новым русским предпринимателям было не занимать. Например, в году так 1993-м в весеннюю распутицу на дороге нашего города застряла машина. Газовала долго, но всё без толку. Отчаявшийся водитель позвал кучку пацанов, те быстро вытолкали машину из грязи и… получили за это денежное вознаграждение. Стоит ли говорить, что на следующий день в городе исчезли более-менее нормальные дороги, даже асфальтовые, вместо них образовались ямы с перемерзшей грязью, в которых застревали вообще все машины? И что у кучки перепачканных, но вдохновлённых пацанов появился уже, как тогда говорили, конкретный прайс на услуги?
Юным героям комикса, о котором пойдёт речь, выживать вроде бы не надо, но заработать они не прочь. Настоящих имен этих рыжих пацанов мы не узнаем, но вот ещё один яркий пример эпохи: изначально комикс назывался «Пох и Нах» и печатался в журнале для подростков «Teens», выпускавшемся издательским домом «Аргументы и Факты». Поскольку сейчас представить на обложке чего-то подросткового подобное словосочетание сложно, комикс переиздан под более нейтральным названием «Бабушка-Истребитель». Бабушка у героев действительно есть, но она старенькая, не говорит и просто целый день сидит дома… пока ей не покупают ультрасовременное кресло-каталку. С этого, собственно, всё и начинается, хотя её внуки в поисках источника заработка успели уже перепробовать многое. А ещё им просто скучно, ведь весь ассортимент доступных подростковых забав (типа опытов с бутылками газировки и земной гравитацией) они перепробовали помногу раз. Из-за чего соседи во дворе хватаются за голову при их виде и начинают громко и неконтролируемо ругаться.
Надо заметить, что реалии бизнеса девяностых авторы передают очень точно, явно по горячим следам и с натуры. Поэтому «Бабушка-Истребитель» может стать для вас реальной базой, если вы захотите обстоятельно погрузиться в то время. Хотя, конечно, это всё же юмористический комикс. Вот только с позиции взрослого человека, пережившего аналогичный опыт примерно в возрасте главных героев, это уже не всегда кажется смешным и прикольным. Например, Пох и Нах (отдадим дань изначальной авторской задумке и будем называть их так, хотя я где-то читал, что цензура работала уже тогда и в каких-то переизданиях пацанов звали уже Хип и Хоп) устраивают слежку за миловидной соседкой. Подозревают её в киднепинге, но оказывается, что она с грудным ребенком ходит просить милостыню в подземный переход. А потом доказывает пацанам, что это очень прибыльный источник дохода, после чего рыжие предприниматели пишут жалостливые тексты на картонках и идут клянчить мелочь. Напомню, это печаталось в журнале для подростков, тиражом свыше миллиона экземпляров. Другие способы заработка у ребят тоже в духе времени, например, они на аутсорсе (в смысле, один тип их настойчиво попросил) расписывают «BMW» шумного соседа краской из баллончика. Вообще этот чувак на «бэхе» отыгрывает здесь классическую для гэговой комедии роль: он всё время оказывается в (не)нужном месте и с ним – точнее, с его тачкой – что-то непременно случается не без участия главных героев.
Другие очень точные отголоски эпохи: мутными делами с обналичкой занимаются люди в красных спортивных костюмах, говорящие «Слюшай, да?» (не исключено, что это отсылки к «чеченским авизо» и прочим схемам), нищенский бизнес контролирует цыганская мафия, а мен... в смысле, сотрудники правоохранительных органов бывают не чисты на руку. И я почему-то совсем не хочу знать, откуда один из братьев в курсе, какая отдача у автомата и куда поведёт ствол при длительной стрельбе. Но это знание, одно из ключевых в девяностые, Поху и Наху тоже пригодится. Из всего вышесказанного может показаться, что это чернушный комикс с противоречивыми жизненными установками для молодёжи. Но стоит дочитать его до конца, чтобы понять, что всё совсем наоборот. Та самая бабушка (не спрашивайте: «Как, она же была в маразме и бездвижной?», лучше увидьте это сами) возьмёт бедовых, но всё-таки хороших ребят под свою опеку и даст им верные ориентиры. Преемственность поколений в своём лучшем виде, то, за что сейчас вовсю топят со всех телеканалов и государственных ресурсов, авторы комикса смогли чётко выразить ещё несколько десятилетий назад.
Комикс создавался людьми из студии «Тема», сценаристами выступили Юрий Солодов и Карина Афанасьева, художником стал Алексей Лукьянченков. В разработке комикса принимал участие Владимир Саков (создавший один из моих любимых российских комиксов «Приключения капитана Донки»), но в выходных данных книги об этом нигде не указано. Рисунок у «Бабушки» чётко передаёт графические тренды тех лет, нацеленные на молодую аудиторию, тут и стилистика западных мультсериалов, заполонивших эфир, и эстетика рекламных роликов, и даже клиповая динамика заметна. При этом панельки, дворы, подземка и прочий антураж отдаются в сердце строками «Всё наше здесь» и пробивают на ностальгию. В городок, вопреки песенным страданиям Анжелики Варум, вернуться совершенно не хочется, но посмотреть ещё раз и вспомнить, как это реально было… почему бы и нет. Молодым читателям будет, как минимум, познавательно. И смешно. Хороший пример того, что в России и раньше делали прикольные комиксы для подрастающего поколения. Новое переиздание «Бабушки-Истребителя» вышло в твёрдом переплёте, формат издания 210х290мм. 48 страниц.