13 окт. 2024

Мнение: Белый Лама

Однажды Великий Лама увидел странный сон: летящий на воздушном змее тибетец был атакован «железной птицей», самолётом белых людей. Видение было трактовано категорично, как пророчество о приходе тёмных времён. Собрав монахов, Лама объявил им свою волю: он прерывает свой очередной круг перерождений и запускает процесс новой реинкарнации, а самые верные его последователи должны начать поиски нового Ламы, в которого вселится душа Великого подвижника, и готовиться к тому, что Тибет ждут глобальные потрясения. Так всё и случилось. Усилием воли Лама покинул бренное тело, превратившееся в статуэтку медитирующего монаха, и отправился на поиски подходящего тела. В Тибет прибыли британские завоеватели, носители воспетого Киплингом бремени белого человека, и начали наводить свои порядки, по всем канонам колониальной политики записав местное население в дикари и язычники. Местные в долгу тоже не остались, прозвав членов Британской экспедиции «белыми свиньями», или же чилингами. Но все слова глохнут и теряют силу, когда начинают грохотать ружья. Тем временем в одной из непальских деревень у семейной пары как раз таки чилингов родился (тут нас поджидает максимально натуралистичная сцена родов) мальчик Гэбриэл, который, по стечению обстоятельств, остался сиротой и был взят на воспитание в богатую, но не сказать, что благоприятную семью. А древний ритуал поиска очередного воплощения Ламы подарил народу Тибета нового лидера… правда, дитя оказалось слабоумным, зато им отлично могли манипулировать корыстные монахи и европейские «чужаки», продвигавшие свои интересы.


Тибет запечатлён в массовом сознании определённым набором образов и идей. Загадочная и труднодоступная страна, центр буддизма. Холод и снег. Цветные флажки, развивающиеся на горном ветру. Шафрановые одеяния монахов. Вращающие молитвенные барабаны. Медитация, мантры, утешительная вера в реинкарнацию и миролюбивый настрой. Всё это хорошо известно, но это, скажем так, поп-сторона непальской жизни. Если копнуть поглубже, то нас поджидают древние (старше буддизма) и кровавые ритуалы религии бон, имевшей крайне своеобразные представления о жизни и смерти, а также об отношениях человека и демонов. Холодная, как убийственная метель, музыка флейт, сделанных из человеческих костей. Тёмные страсти, не вяжущиеся с растиражированным образом миролюбивых тибетцев. Борьба за власть и богатство. Суровые обычаи, когда стариков уводят умирать в горы, а трупы близких расчленяют и отдают на корм стервятникам. Ах да, ещё один поп-атрибут, тесно связанный с Тибетом – фраза Free Tibet, призыв к освобождению страны от китайской оккупации. Хотя до китайцев там отметились, как уже было сказано выше, британцы. Да и междуусобные распри тоже имели место быть. В общем, если собрать всё это вместе, горная страна Лам кажется не такой уж возвышенной и вдохновляющей. Впрочем, как и любая страна. Увидеть её такой, какая она есть, можно – если вы, конечно, полностью доверяете авторам – в графическом романе «Белый Лама» Алехандро Ходоровски и Жоржа Бесса.


Стоит обратить внимание вот на какой факт: внутри некоторых кадров комикса есть автографы его создателей, и не всегда фамилия «Jodorowsky» стоит перед фамилией «Bess», хотя авторитет чилийского мага и режиссера настолько велик, что автоматически начинаешь считать его главной фигурой всей этой затеи. Между тем именно Жорж Бесс (которого «Белый Лама» вернул в лоно франко-бельгийского комикса, притом, что сам он француз, но до этого долгое время работал в Швеции и сделал там себе имя) иногда воспринимается главной действующей силой проекта. Во-первых, и это неоспоримо, он создал превосходную графику, оживив историю европейца по крови, ставшего тибетцем по духу и Ламой по воле богов и Великого Колеса Сансары. У Бесса получился реалистичный, насыщенный деталями рисунок с лёгким налётом ретро-эстетики европейского комикса. Плюс сумасшедшая работа с цветовой палитрой, насыщенной будто бы яркими восточными пряностями. Во-вторых, к тому времени Жорж интересовался Тибетом, посещал эту страну и соседнюю Индию, и перенёс всё то, что он увидел и полюбил в своих путешествиях, на страницы комикса. Но и Ходорковски, умеющий работать в творческих дуэтах (вспомним хотя бы союз с Мёбиусом, подарившем «Инкала»), раскрывается здесь одновременно и с новой стороны, и в более привычной ипостаси. Вместо нью-эйджевой фантасмагории он рассказывает, в общем-то, простую, приземленную историю, выдавая в итоге классическую (с обязательными тропами и штампами, одна подмена новорожденных детей чего стоит) приключенческую сагу, следующую главной сверхзадачи авторов – описать навечно прописанный в массовой культуре Путь героя (от рождения к становлению и главным свершениям), но в налётом гималайской экзотики, магии, ритуальной Традиции и, самое главное, через призму психоделических, шаманских, трансцендентальных опытов. Поэтому сюжет о белом Избраннике тесно связан не только с борьбой за власть, поисками ответа на вопрос «Кто Я?», стремлением сделать жизнь простых тибетцев лучше и философией всепрощения, но и со снежными людьми, и с астральными путешествиями. Про йети ничего не скажу, в жизни не видел, а вот сцены с астральными путешествиями нарисованы так, что сразу понятно – создатели комикса глубоко в теме, наверняка практиковали. Или были в эпицентре эпохи детей-цветов, когда прозрение искали в кислых на вкус марках.


В чём Ходоровски точно не может себе отказать, так это в бичевании несовершенного общества и социального неравенства. За компанию достаётся христианству, точнее, его излишне фанатичным миссионерам, предпочитающим крестить дикарей огнём и мечом. Да и имбецильного лже-Ламу зовут Малыш Иисус. Ни на что не намекаю, но можно сделать и такой вывод, что христианство на фоне буддизма, действительно, ещё находится в юном, незрелом возрасте. Но если в том же «До Инкала» Алехандро всё эти нелицеприятные аспекты общественного бытия гипертрофированно бичевал злой сатирой, то здесь он описывает всё это как нечто неприятное, но точно не вечное. Как то, что обязательно пройдёт, растает в потоке бытия. И вообще, всё это Великая Иллюзия. Понимание принципов которой отнюдь не превращает человека в просветлённого. Путь Гэбриэла – это путь Поиска и Борьбы, столкновений с такими преградами, как расовое и социальное неравенство, ослабление авторитетов веры, проблемы в семье, противостояние смертного, но более сильного Тела и вечного Духа. Герой познает и силу Тьмы, и роковую неукоснительность данной когда-то клятвы. Узрит, что иногда можно исправить даже самое непоправимое… но легче на душе от этого точно не становится. Даже став Ламой, Гэбриэл отнюдь не пропагандирует методы борьбы с колонизаторами (в это время над Непалом уже развеваются красные флаги китайской армии) Махатмы Ганди. Никакого принципа ненасильственной войны, Тибет, даже будучи оплотом миролюбивого буддизма, слабины не прощает. Таков суровый закон этих красивейших, абсолютно неземных мест. Такова истина, объясняющая, почему Лама, Тулку или Архат – это Воин Света (и это ключевой термин, подходящий под историю Гэбриэла Марпы).


Темп повествования, взрывы действия, психоделика и будоражащий колорит… у «Белого Ламы» есть все шансы стать когда-нибудь голливудским блокбастером или сериалом. А что, вечные темы – есть, экзотики – полно, «левацкие» идеи Ходоровски тоже впишутся в лицемерную повестку Голливуда, когда миллионеры, сделавшие деньги на эксплуатации, снимают кино о том, что только в борьбе с эксплуататорами обретёшь ты счастье своё. Ну, и каждый кадр Бесса это готовый образец для художников-постановщиков. Я раньше думал, что никто не умеет рисовать гималайские пейзажи лучше, чем Николай Рерих. Бесс может. Только по-своему, в своей манере и цветовой гамме. Пока же просто оживите эти рисунки силой воображения, это совсем не трудно. Ощутите запах благовоний и снега. Увидьте бьющиеся на ветру флажки. Услышьте протяжное пение мантр, которых тут в избытке, и выступают они зачастую в роли настоящих магических заклинаний. Почувствуйте древнее возбуждение от вида крови и ощутите адреналин погони. Дайте волю гневу, вызванному чьей-то несправедливостью. Погрузитесь в медитацию, отстраняющую вас от всего мирского. И примите истину о том, что всё в этом мире идёт по кругу. Было бы странно, если бы сюжет «Белого Ламы» подчинялся иным законами мироздания. Выпуском на русском комиксов Ходоровски занимается издательство «Fanzon». Очередной альбом в твёрдом переплете формата 210х266м, объёмом 304 страницы. Включает в себя все шесть оригинальных эпизодов, выходивших отдельными томами. Также в конце книги есть рассказ об авторах и их совместной работе, плюс статья Сергея Карпова по истории Тибета, позволяющая лучше понять некоторые сюжетные перипетии. Тираж 2000 экземпляров.


www.fanzon-portal.ru

Craftum Сайт создан на Craftum