
В какой-то момент замечаешь, что «Берсерк» Кэнтаро Миуры во многом базируется на тезисе Борхеса о том, что в мировой литературе существует четыре базовых сюжета. С первым пунктом из списка аргентинского прозаика всё слишком очевидно, ведь время действия манги - Средневековье во всей своей гипертрофированной жестокости, здесь всё время осаждают города, замки, крепости или, как в начале одиннадцатого тома серии, башни. С возвращением тоже всё более-менее понятно, Гатс хочет вернуть Каску домой, пусть под этим символичным названием скрывается построенная эльфами штольня, где живут бывшие сослуживцы по Отряду Сокола. Поиск тоже занимает важное место в жизнях героев манги, они всё время что-то ищут, причем чаще всего вещи неосязаемые, типа счастья, смысла или Бога. А вот как раз с Богом у Миуры всё сложно. Здесь Высшее Существо совершенно не расположено к жертвенному самоубийству. Более того, складывается стойкое ощущение, что самоубиваться на столь высоком уровне в этом мире некому, если Бог и сотворил вселенную «Берсерка», то сам давно уже её покинул, уступив место силам прямо противоположным. Даже те, кто истово верует в настоящего Бога, предпочитают доказывать приверженность ему огнём и мечом, безо всяких там сентиментальностей в духе «Возлюби ближнего своего». Более того, истовые фанатики веры сами могут обернуться жуткими монстрами, которых бы испугались даже в аду. Неудивительно при таких раскладах, что недовольство религией всё сильнее проявляется в обществе. Гатс, к примеру, плюясь кровью в разгаре очередной битвы, высказывает всё, что думает о Боге, но Чёрного Мечника можно понять, насмотрелся он в своей жизни на разное. Преданные сторонники религии слишком настойчивы в стремлении задобрить божество кровью и пеплом сожженных еретиков, но Бог быстро прибирает их к себе с помощью каменных обломков. Но простой люд, истребляемый то инквизиторами, то ордами иноземных захватчиков, всё же продолжает верить и ждать осуществления пророчества о грядущем Спасителе, Белом Соколе. Что ж, мы зашли на тот участок сюжета «Берсерка», когда это пророчество должно сбыться. Вопрос только в том, наступит ли после этого Новая Эра или и без того многострадальный мир расколется на двое и всё станет только хуже?

Первая половина одиннадцатого тома завершает арку о спасении Каски (её хотят сжечь как еретичку, виной тому клеймо на её груди). Чтобы вызволить подругу, Гатсу, объединившемуся с весьма разношерстной компанией, нужно выдержать осаду башни толпой фанатиков, сразиться с Мозгусом, который и до этого выглядел не очень, а сейчас и вовсе явил свой истинный лик, и, в целом, дожить до утра, отбивая атаки полчищ демонов. Зрелищно, всё время на грани, но для Гатса, в принципе, вполне традиционное занятие. Поэтому ставки в сюжете поднимаются с помощью несметных войск империи Кушан, начавших свой завоевательный поход. В мире «Берсерка» эти воины носят тюрбаны, ездят на боевых слонах, в их речи много индуистских терминов, имён и названий, им прислуживают ракшасы… в общем, это воинственные индусы. Или персы. Стоит в очередной раз констатировать, что гений Миуры-художника раскрывается в этом томе во всю ширь за счёт монументальных разворотов. Вот тут - армия кушан, очень детально изображены накатывающие друг за другом волны солдат, их обмундирование, оружие, боевые животные. Вот здесь - несметная тьма адских созданий, нарисованных так, что обитатели Дантевского Ада многим показались бы более предпочтительным и безопасным вариантом общения. Залипать на это можно долго. И над армиями, еретиками, демонами и командой Гатса возникает гигантская чёрная длань как символ того, что землю вот-вот накроет… что-то тёмное? Или, напротив, светлое? Летящее на крылатом монстре и продолжающее верить исключительно в осуществление своей Мечты?

Пережив «борхесовскую» осаду, Гатс отправляется в место, которое могло бы стать домом… пусть не для него, но хотя бы для Каски. Увы, но доброты к своим персонажам Миура на этом отрезке повествования всё также не испытывал, поэтому сама идея безопасного убежища оказалась разрушена. Зато на Холме Мечей Гатса ждёт встреча с тем, кого он меньше всего надеялся увидеть. Но тут время словно откатывается вспять, как будто не было всех этих смертей, испытаний, падения Отряда Сокола… снова звучит гипнотически-спокойный голос Гриффита, снова исходящее от него сияние завораживает. Да, Гриффит вернулся и это не спойлер, обложка тома выдала эту интригу гораздо раньше. Юноша с длинными волосами и в белых доспехах, весь словно возвышающийся над грязью и тьмой, исполняет пророчество о своём пришествии. В головы своих выживших соратников он вкладывает мысль о том, что всё можно начать заново, боевое братство Сокола снова обязательно соберётся. В головы простых людей, оказавшихся под гнётом кушан, он «проникает» в образе Спасителя, давая надежду на освобождение. Однажды один человек совершил чудо, накормив несколькими хлебами и рыбами тысячи человек. Гриффит тоже решает двигаться от «малого к великому», бросая вызов всей армии захватчиков при поддержке трех преданных ему бойцов. Один из них Зодд, (недавно вновь столкнувшийся с Гатсом в яростном бою, сцены которого опять заставляют восхищаться Миурой-графиком), что резко повышает шансы, но всё равно, выглядит это как безумие. Хотя Гриффит только что повторил чудо воскрешения, может быть, он реально новый Бог? Но тогда почему мир трещит по швам, в ранее спокойных местах проявляются силы мрака и всё движется к хаосу?

Отдельное внимание под занавес тома автор уделяет леди Фарнезе, её настоящему (в котором она теперь уже бывший командир Святых Рыцарей Ордена Железных Цепей) и её прошлому (в котором она избалованная дочь аристократа, отчего любая «придурь» сходит ей с рук), события этих переплетённых временных отрезков мы наблюдаем глазами её верного спутника, познавшего благодаря этой связи боль, как физическую, так и душевную, и вынужденного однажды проявить свою верность госпоже в стиле, принятом в реальности Миуры. Переживающая тяжелейший кризис веры Фарнезе отдаляется от мистического Бога и выбирает объектом своего внимания Гатса; она следует за Чёрным Мечником, считая его единственным человеком, отважившемся бросить вызов окружающему беспросветному мраку. Но об этом далее. Интересная деталь: сам Миура в интервью говорил о том, что назвал Отряд Соколов в честь космического корабля Хана Соло из «Звёздных войн». Теперь же вернувшийся Гриффит напрямую именуется Тысячелетним Соколом. Готовящимся отправиться в крестовый поход против зла. Знаете, сложно сказать, скучал ли я по этому персонажу или нет. Магии его обаяния трудно избежать, но теперь в его взгляде, в движениях и речах чувствуется запредельная опасность. Раньше он был готов на всё, чтобы его Мечта осуществилась. Сложно даже представить, на что он готов ради неё Сейчас, в своём новом статусе. Посмотрим… Манга «Берсерк», шедевр тёмного фэнтези, продолжает выпускаться издательством «XL Media». Твёрдый переплёт с глянцевой суперобложкой, формат 160*220мм, чёрная тканевая закладка-ляссе. 466 страниц, в конце есть цветные вставки. Тираж не указан, книги отпечатаны в Китае.