7 окт. 2024

Мнение: Берсерк. Том седьмой

Самое время вспомнить, с чего всё начиналось, чтобы увидеть, чем всё обернулось. Изысканные балы и жестокие, но ставшие повседневными сражения, красавицы-принцессы и красавцы-воины, брутальная, но понятная жизнь наёмников из Отряда Соколов, без страха идущих в бой за своим предводителем, который вдохновляет не только их, но и множество других людей вокруг себя. Кажется, что этот путь по кровавой дорожке приведёт к чему-то величественному, а это время потом обязательно назовут как-нибудь пафосно. Например, Золотой Век. Всё это меняется если не одночасье, то очень стремительно, логику войн и интриг чудовищная, отталкивающая метафизика иной реальности, а Соколы, принесенные в жертву Гриффитом, оказываются в месте, для которого давным-давно придумали подходящее название. Ад. А пророки-визионеры типа Иоанна Богослова уже успели описать последствия того, что Гатсу и его друзьям суждено (не)пережить в этом месте. Таков седьмой том «Берсерка», демонстрирующий один из самых переломных моментов всей истории Кэнтаро Миуры.

Первая половина тома, подводящая итог деятельности отряда, базируется на трёх элементах, каждый из которых одинаково может быть встречен как с восторгом, так и с осуждением, всё зависит от того, в чьи руки попадёт эта книга. Лучше бы она попала к людям с крепкими нервами и здоровыми желудками, потому что элементы эти следующие: полчища фантасмагорических чудовищ, которых «здоровый» разум точно не мог бы придумать и изобразить, ультранасилие и хентай с тектаклями. И всё это помножено, как минимум, на десять, по сравнению с предыдущими томами серии. Трагические сцены, в которых уже полюбившиеся персонажи героически принимают смерть, соседствуют с кадрами, демонстрирующими какие-то адские трансформации инородных тел. В этом плане Миура наверняка многое черпал из картин Гигера. Хотя иногда кажется, что мангака полистывал в поисках вдохновения классификатор инопланетных пришельцев Юрия Петухова. Ладно, это точно шутка, что гораздо важнее упомянуть в свете описываемых событий, так это то, что смерть здесь самым тесным образом связана с рождением. И с процессами, рождению способствующими. На глазах Гатса, Войда, Слан, Убика (интересно, это отсылка к Филипу Дику? Если «да», то она тут точно не единственная, один из персонажей, двигаясь к небытию, постоянно высказывает сомнения в реальности окружающего его мира) и Конрада наблюдает за тем, как из кокона появляется Фемто, Пятый Благословленный Король. ОН когда-то был Гриффитом, но поди узнай его в этом мрачном обличии. Пока Каска проходит через адские муки, читатели, максимально вовлеченные в качестве свидетелей в этот процесс, узнают наконец-то, при каких обстоятельствах Гатс потерял левую руку и правый глаз. Затем последует удачное спасение, тот самый вариант, когда списать всё на участие «бога из машины» можно в прямом смысле. Из адской реальности Гатса и Каску выносит воин с черепом на плечах, объясняя, что им ещё рано умирать. Бог ли он? Если только в иносказательном смысле. Но Миура запросто преодолевает все метафизические шаблоны и ограничения и показывает, пусть на один миг, настоящего Бога. Бог – это нечто неописуемое, не имеющие формы и совсем не похожее на седовласого старца, сидящего на облаках. И, в силу своей неописуемости, это нечто очень страшное. Кэнтаро каким-то образом смог изобразить что-то максимально иномирное, надмирное. Возле чего можно было бы собрать адептов новой веры.

Вторая половина тома показывает то, что произошло с героями после этой битвы, а также – наконец-то – возвращает сюжет туда, где он потихоньку разворачивался в начале первого тома. От падения отряда Соколов прошло два года, Гатс обзавёлся железным протезом с пушкой и огромным мечом, который был выкован для битвы с настоящим драконом. А ещё у Гатса появился приятель-эльф Пак, отвечающий на искорки милоты и жизнерадостности в этой непроглядно-тёмной истории. Также Берсерк – вновь не без помощи черепоголового наставника и спасителя – узнаёт о своём предназначении: «благодаря» клейму вся нечисть, блуждающая по земле после захода солнца, будет видеть Гатса и стремиться достать его. Что ж, отличный повод для того, чтобы объявить этой нечисти войну, и, устраивая ловлю на живца, уничтожать её в промышленных масштабах. Кажется, Гатса больше не волнует ничего, но в мире, где всё построено на насилии и голосе плоти, когда даже церковные воины плотоядны и жестоки, иногда Берсерку попадаются добрые, чистые люди. Разумеется, больше всего нуждающиеся в защите. Так, в конце седьмого тома Гатс, познакомившись с девушкой по имени Джилл, вынужден защищать не только её, но и репутацию эльфов. Она, репутация, среди людей сложилась не очень положительная, мелкие пройдохи для приложили к этому максимум усилий. Но подозревать их в убийствах и похищениях – это уже необоснованный повод для ненависти. Гатс, пуская в дело меч и хитрость, узнаёт, что за существа выдают себя за эльфов, кошмаря жителей маленькой деревеньки.

В этом томе очень интересный бонус: ван-шот, нарисованный Миурой ещё в студенческие годы. Здесь уже есть Гатс (менее «массивный», одноглазный, безрукий, ухмыляющийся и корчащий рожи как среднестатистический персонаж манги), у него есть меч и он, спасая белокурую деву юного возраста, с одинаковой бесстрастностью рубит в фарш плохих людей и солидных феодалов, заключивших сделку с тёмными силами и принявшими их внутри своих тел. Прекрасная возможность увидеть, с чего всё начиналось. В связи с, увы, смертью Миуры пока что непонятно, узнаем ли мы, как это всё должно кончится, но это вопрос будущего. Здесь же описано прошлое «Берсерка», ранние годы легендарной манги. Седьмой же том демонстрирует, как игры престолов окончательно трансформируются в Апокалипсис, который по всем признакам (алые озера, тёмное солнце и т.д.) уже наступил, но люди продолжают жить в нём, не особо замечая перемен. Привыкли. Как привычным когда-то в начале манги казалось проезжающим мимо дерево с казненными, что под ногами повешенной шевелится живой кусок новорожденной плоти. Таков он, мир «Берсерка». В данной арке много впечатляющих, обездвиживающих сцен, той же Каске достаётся полный ужас, но если выбирать самый страшный эпизод, то я остановлюсь на моменте, когда Гатс видит своих боевых товарищей и радуется тому, что они живы, лишь через несколько мгновений понимая, что в телах его друзей засели монстры и они уже спешат выбраться наружу. Нет, определённо Гигер и эстетика «Чужого» повлияли на Миуру.

На русском легендарная манга продолжает выходить в издательстве «Xl Media». Твёрдый переплёт с суперобложкой (на переплёте и на «супере» разные арты), формат 160х220мм, тканевая закладка-ляссе. Есть вставка с цветными иллюстрациями. 482 страницы, тираж не указан.


www.xlm.ru


Craftum Сайт создан на Craftum