Заходят как-то в бар «ночная бабочка» в теле маленькой девочки, выглядящей как фарфоровая кукла, и говорящая лошадь. А в баре не наливают спиртное лицам моложе восемнадцати лет, и не пускают вовнутрь лошадей. Нет, это не начало какого-то анекдота, это завязка комикса «Биороиды», отечесивенного представителя жанра «киберпанк». Я бы даже сказал, «эталонного представителя». Ведь у этого не очень старого жанра уже успели сформироваться прочный и проверенныйфундамент, на котором строится повествование. Берясь за киберпанковскую историю, вы с вероятностью в 99% отправитесь в недалёкое высокотехнологичное будущее, в котором эти самые технологии должны были облегчить и изменить жизнь людей в лучшую сторону. Но хотели как лучше, получилось как всегда. Технологии оказываются в руках мегакорпораций, берущих на себя роль правительства (пусть не всегда явно), им противостоят бунтари-одиночки, пассионарии цифрового мира. Обязательными для киберпанка также являются темы, связанные с роботами, чипированием, переносом создания в цифровую реальность, симбиозом человеческого тела и машины. А урбанистические пейзажи, вырванные из неонового антуража «Бегущего по лезвию бритвы», дополняют яркие мегаполисы и трущобы, религиозные культы, плодящие фанатиков, преступные группировки, четко знающие, что самые прибыльные вещи в их мире – это информация и новые изобретения. Где-то в этом опасном водовороте вертятся хакеры, гениальные учёные, террористы, модифицировавшие себя наёмные киллеры и прочий занятный народ. Иногда – не очень-то и редко – здесь может проявляться Бог. В молитвах, как в последней надежде страждущего. Или в цифровом коде.
Занятную публику в этот самый бар собрала сценаристка «Биороидов» Ирэна Даровская. Помимо девочки-бабочки с характером прожженной работницы секс-индустрии, и частного детектива, переродившегося в парнокопытное, здесь коротают время конструктор биоимплантов и пастор постхристианской церкви неовозрождения. Люди непохожие, характеры разные, точек соприкосновения маловато, но деваться из бара некуда – ведь существует он в мозге биороида, который вот-вот, в силу разных происшествий глобального плана, отправится в самостоятельное странствие по городу будущего. Ну, как самостоятельное. Им нужно управлять изнутри, чем героям и предстоит заниматься. На каждого персонажа тут составлено подробное досье, но всё равно, поначалу немного трудно разобраться, что тут и с кем происходит. Прошлое сменяет сцены настоящего, появляются новые герои, вводные данные, дополняющие, усложняющие картину происходящего. Между персонажами прокладываются нити личных связей. И все это происходит на фоне сцен из сияющих чистотой лабораторий, где опыты по перенесению эйдоса-души проходят не совсем в штатном режиме, из дорогих кабинетов высшего руководства корпораций, где не слишком доверяющие друг другу люди заключают сделки. Затем флэшбэки зашвыривают читателей в кровавый эпицентр теракта. После чего снова лаборатории, секретные проекты, выход на неоновые улицы и погружение в ночную жизнь, где «ночная бабочка» чувствует себя гораздо комфортнее, чем пастор.
«Биороиды» - онгоинг, находящийся в своей начальной стадии. Всего издано три главы, две первые вошли в один спецвыпуск, третья вышла отдельным синглом. Логично, что лучше сразу читать все три отрезка истории, так в голове складывается логичный и понятный сюжет, вобравший в себя абсолютно всё «киберпанковское», о чём говорилось выше. Заметно авторское желание сделать что-то серьезное, глобальное, пройтись по разным темам, затрагивающим проблемы социума и философские вопросы, волнующие людей во все времена. Пока получается неплохо, но при этом сам комикс не покидает территорию «добротного самиздата», в основном это ощущение возникает и не отпускает из-за рисунка Олега Журавского. Он, рисунок, довольно специфический, к этим лицам, фигурам и позам надо привыкать. Лично мне не хватает объёма, глубины, всё как-то плоско. Особенно много вопросов вызывают «обложки» первых двух глав, являющиеся оммажами на знаменитые полотна, только как будто бы нарисованными в программе WordArt. Хотя заметен прогресс и графика под финал третьей главы выглядит уже куда интереснее, а неоновые трущобы и их экстравагантные обитатели так и вовсе отлично раздают тревожной и фантасмагорической атмосферы. Да и в соцсетях Олег рисует в секси-стилистике ч/б героинь разных популярных франшиз, и делает это оригинально. Читателю нужно всё же ответить для себя на вопрос по поводу сюжета: всё эти элементы – это хитрая игра с канонами жанра или манипуляция с набором штампов, которые до этого были сложены в паззлы киберпанк-историй не один десяток раз? Если это штампы, то они не оставляют шансов авторам на что-то самостоятельное. Если канон… надо дождаться продолжения и посмотреть, куда всё вывернет в итоге.
Фанатам киберпанка стоит ознакомиться, не так часто у нас появляются комиксы на эту тему. Идея с баром не дурна, тут авторы изначально пытаются уйти в юмор, что, на мой взгляд, всегда правильно и хорошо. В финале третьей главы, в биографии двух персонажей, создатели делают изящный финт, ломают четвёртую стену и закольцовывают время: оказывается, это местные гении в детстве зачитывались комиксом «Биороиды» и, став взрослыми и состоявшимися людьми, смогли воплотить в жизнь описанные в нём идеи. Амбициозно. Хочется, чтобы таких финтов было побольше, они делают комикс лучше. Изданием комикса занимается творческое объединение Proстранство, избравшее для серии формат синглов. Спецвыпуск вышел в глянцевой обложке, здесь 46 страниц на скрепке. Третий выпуск напечатан с матовой обложкой, здесь 24 страницы. Тиражи не указаны.