«27 января 1837-го года у Чёрной речки в Петербурге закатилось Солнце Русской Поэзии!», говорила с горестным придыханием учительница литературы в школе, повторяя эту фразу из года в год, как воплощенную в словах великую трагедию отечественной культуры. Далее обычно следовала фраза «А ведь сколько ещё мог бы написать Великий Пушкин!», но нами, заучивавшими строки о не склонных к пробуждению красавицах с сомкнутыми негой взорами под светом северной Авроры, этот вариант развития событий воспринимался, скорее, негативно. А вот во взрослой жизни пофантазировать о возможных версиях кажется даже интересным занятием. Причем не только мне и в частном порядке, вокруг возможной неСмерти Александра Сергеевича Пушкина конспирологи, литературоведы и преданные пушкинисты выстроили несколько теорий заговора. Одна из самых обоснованных версий представлена в комиксе Дмитрия Чинова (сценарий) и Александра Хаустова (рисунок).
Понятно, что отечественный комикс «Что, если…» - это наш культурный ответ Marvel’овской серии «What If»; когда издателям стало уже и Мультивселенной мало, они начали придумывать альтернативные развития тех или иных знаковых в рамках комиксов издательства событий. Получилось хорошо. Российская серия на оригинальную наверняка со временем будет «посматривать с гордо поднятой головой», мол, вот какая мы культурная нация, о реальных гениях рассказываем, коих у нас много, не о всяких там человеках-пауках. Но ведь с зарубежными первоисточниками, вдохновившими авторов на создание этой серии, Пушкин имеет вполне тесные взаимосвязи, хотя бы на уровне мемов. Все же помнят, что Росомаху в исполнении Хью Джекмана из-за пышных бакенбардов именовали Пушкиным, фотошопили постеры и по-всякому развивали эту тему? Эхо тех креативных будней аукнулось в комиксе о Александре Сергеевиче, который «косплеит» известнейшие арты со своим канадским двойником на радость любителям оммажей и отсылок. Но «Что, если…» всё же не об этом, поигрались с вариантными обложками, банными сценами и хватит, дело предстоит на самом деле серьезное - спасти Солнце Русской Поэзии.
Пушкин в комиксе – яркий, метущийся, талантливый, но всё глубже уходящий в депрессию поэт в кризисе среднего возраста. Отношения с царем испорчены, журнал «Современник» прогорел, долгов полно, душа рвётся на волю… можно, конечно, в русскую глубинку, но Париж предпочтительнее. Ещё видный «оппозиционер» Александр всегда готов бросить вызов самодержавию, но что-то не срастается – стоит только собраться поехать поддержать восстание декабристов, как то заяц дорогу перебежит, то ещё какой дурной знак всё испортит. Короче, если бы во времена Пушкина были соцсети, у поэта висел бы статус «Всё сложно». Однажды в его доме объявляется француз Жорж Дантес, которого Пушкин ревновал к своей молодой супруге Наталье. Кстати, нет вообще никаких сведений о том, что у Дантеса были виды на Наталью (если её злые языки с кем и сводили, так это сам царь), вообще на момент затяжного конфликта с Александром у него была интрижка с сестрой супруги поэта, с Екатериной. Интрижка закончилась венчанием, потому что – опять же, если верить кулуарным слухам, - после встреч с Екатериной Дантес, как порядочный мужчина, обязан был жениться.
Так вот, Жорж пришел не конфликтовать – он пришёл предупреждать, из образа «подлого убийцы» авторы переодевают его в образ «благородного спасителя»; неожиданно, но эффектно. Конспиролог внутри меня не позволяет лишать читателя удовольствия спойлерами, скажу лишь, что план вполне логичен и – честь и хвала сценаристу, - дополнен реальными фактами и документами. Есть тут и полученная Пушкиным анонимка, где его обзывают рогоносцем, и письмо самого Александра Сергеевича, в котором он в иронично-жесткой манере «жёлтой прессы» устраивает Дантесу форменный каминг-аут. Дело в том, что в биографии Жоржа есть моменты, скажем так, сомнительного даже по нынешним мерках содержания. Много шума наделала история о том, как Дантес был усыновлён в России бароном фон Геккерном. Казалось бы, что такого, благородно. Но у Дантеса и отец был жив, и самому Жоржу было двадцать четыре года, в то время как барону не исполнилось пятидесяти. Сами понимаете, высший свет бурлил домыслами, и Пушкин этим прекрасно воспользовался. В реальности это его убило. В комиксе это стало надёжным прикрытием для его спасения.
Хорошо проработанный план удаётся. Россия теряет Пушкина. Что находит Пушкин и каков его дальнейший вклад в мировую культуру? На это ответит ударный твист в самом конце, кстати, очень популярная версия. Почитаете комикс – ознакомьтесь и с этой теорией, она открывает головокружительные сходства и перспективы. Я почти проникся ею и чуть не записался в адепты, жаль только, что такая мелочь, как зафиксированная разница в росте разрушила все доводы на корню. Эх, а ведь вместо «Что, если…» могло бы быть «А вот на самом деле…». Сама идея комикса в жанре альтернативной истории и авантюрного романа мне понравилась. Не скажу, что он нарисован как-то особенно, скорее, тут вполне обычный, приятный глазу рисунок, реалистичный, без излишеств. Несмотря на прикольные отсылки к Росомахе, история придерживается исторической достоверности и следует атмосфере и фактуре эпохи. Самое главное – идея серии передана в полной мере и, несмотря на контраргументы, легко поселяет в голове читателей зёрна сомнений, волнующие вопросы. И это отлично. Первый комикс серии выпущен в виде сингла, в нём 24 страницы на скрепке. По традиции «Альпаки», огромное количество вариантных обложек на выбор. Тираж не указан.