Название и обложка сборника мангаки Могукон настраивают на то, что внутри нас поджидает «терапевтическая манга» (не редкий гость в каталоге «Фабрики комиксов»), помогающая справиться с той или иной проблемой, или хотя бы понять и принять её. Действительно, тут представлена, я бы даже сказал, максимально обнажена одна крайне неприятная проблема, требующая лечения и влияющая на то, как пораженного ею человека могут воспринимать в обществе – речь об атопическом дерматите, атопии. Это заболевание, проявляющее в постоянном кожном зуде и высыпаниях, может быть спровоцировано разными причинами, от физических до психосоматических, соответственно, и методы лечения нужно подбирать разные. Ну, значит Могукон, отталкиваясь от собственного опыта, расскажет, как можно разобраться с этой неприятностью, даст советы по лечению, подкинет пару рецептов. Соответственно, тем людям, которых атопия не мучает, можно смело расходиться, их эта манга не касается, верно? Нет. Да, «терапевтические» методы тут продемонстрированы – но писать о них следует именно в кавычках, т.к. художница заходит на тёмные территории, превращающие историю о поддержке в вызывающий клаустрофобию триллер. Да, у Могукон кто-то кому-то постоянно протягивает руку помощи – но после этого сюжет запросто может переступить границы таких территорий, где издателю уже нужно включать самоцензуру. Да и внешний вид героинь навевает мысли о том, что «терапия» тут не поможет. А вот хороший психолог или просто человек, понимающий и умеющий слушать, очень бы пригодился…
Рассказ «Тело Мао» в свое время стал дебютом Могукон на одной из веб-платформ для публикации манги. И Мангака сделала всё, чтобы дебют получился запоминающимся. Мао – школьница из бедной и неблагополучной семьи. Плохое питание сказывается на её внешнем виде, превращая девушку в хрупкую анорексичку, а отсутствие горячей воды приводит к проблемам с личной гигиеной. Но у Мао всё же появляется школьная подруга, да и молодая учительница рисования проявляет к ней интерес, в итоге попросив стать её моделью. Первый же поход в гости к педагогу демонстрирует, что в жизни Мао способны начаться перемены к лучшему, и дело тут не в горячей ванне или вкусной еде. У нее появился человек, который хочет о ней заботиться. Вопрос только в том, насколько учительница оказывается в этих порывах альтруисткой и нужно ли будет чем-то платить за её заботу? Подруга Мао вмешивается в эту ситуацию радикальным образом, навсегда оставляя героинь и читателей перед подвешенной в воздухе дилеммой. С одной стороны, она вроде как поступила правильно. С другой стороны, как будто уничтожила лучик надежды. Так или иначе рассказ получился очень откровенным, и дело здесь не в обнажённых телах (о них мы поговорим позже, когда коснёмся графического стиля этих историй). Могукон выстраивает атмосферу, в которой вроде бы солирует неловкость персонажей, но потом всё переходит в интимную обстановку и неловко становится уже читателю, у которого может возникнуть ощущение, что его заставляют подглядывать сквозь замочную скважину. Но в плане истории, её развязки и поднятых вопросов «Тело Мао», конечно, сильная вещь. Хотя самые «выразительные» её моменты пришлось убирать под «помехи» цензуры, а это целые кадры и даже страницы.
Хитоми, молодая хозяйка скрипучего дома, любит наблюдать за своими жильцами. А дом скрипит ещё и потому, что квартирантка сверху постоянно приводит к себе мужчин, являясь представительницей древнейшей профессии. У неё есть оправдание, надо же как-то кормить и содержать дочь-подростка. Сама дочь находится в том периоде жизни, когда уже хочется попробовать выстраивать отношения с мальчиками, но в силу обстоятельств она переживает, что в итоге пойдёт по стопам матери. Хитоми, проникаясь симпатией к этой паре жильцов, превращается из стороннего наблюдателя во внимательного слушателя. Эта история раскрывает отношение самой Могукон к своим персонажам и, вероятно, её личные предпочтения. Дело в том, что мужчины здесь – лишь функции, безликая и плоская тень на листе бумаге, женщины всегда на первом плане и связывают их всегда гораздо более сильные чувства.
«Горячая кожа», тот самый клаустрофобический триллер, начинающийся с искреннего желания помочь. У Эбины атопия, её кожа покрыта пятнами и постоянно зудит, вызывая неконтролируемое желание расчесать, чего с подобным диагнозом делать не рекомендуется. Из-за этого школьница чувствует себя уродиной, скрывается от людей в библиотеке. Но однажды молодая библиотекарша дотрагивается до неё, рассказывает о том, что сама страдала от подобного, но нашла способы избавиться от напасти. Зовёт к себе в дом. И вообще, очень доброжелательная и сочувствующая женщина. Почему бы не зайти, преодолев смущение и неуверенность. Всё вроде бы развивается по схеме «Тела Мао», тут тоже будет тёплая ванна, располагающие к себе улыбки и реально дельные советы. Вот только в итоге методы избавления от зуда и красных пятен оказываются радикальными. Ещё мгновение – и рассказ свалится в бездну клинического саспенса, затягивая за собой читателя липкими лапами надвигающегося кошмара. Сильная комбинация.
Титульный рассказ «Что у неё с лицом?» на момент публикации стал самым большим произведением Могукон, можно сказать, её программной работой. Про Маю мы знаем три вещи: у неё атопический дерматит, она классно рисует и фанатеет от поп-айдола Марин. Однажды Маю выкладывает нарисованный ею портрет Марин в свой блог, и эта публикация становится вирусной. Надо продолжать собирать лайки, но Маю, зациклившись на кумире, может рисовать только одного человека, эту богиню с безупречной кожей. Вот только каждое новое появление Марин на публике вызывает всё больше вопросов у фанатов и у прессы. У айдолов вся жизнь на виду, пятнышко на лице выскочило – всё, волна хейта, слава улетучилась. Маю, понимая причину её проблем, рисует звезду без прикрас, какой её может увидеть только она сама. В итоге получается шедевр… способный разрушить карьеру Марин. В рассказе доминирует идея о том, что внешность не главное, важно то, что внутри, творчество «вирусно» и способно оказывать влияние на других людей. Но Могукон погружается во внутренний мир двух таких разных героинь всё глубже, не боясь обнажить болезненную зависть, одержимость и ворох психологических бед. И связь из любви и ненависти, в финале притягивающую их друг к другу.
Теперь о художественной части сборника. Рисунок далёк от стандартов, он, скорее, из области «альтернативной манги». Часто обнажённые, её героини не вызывают никакого ажиотажа, он всегда болезненно худы, лишены сексуальной привлекательности, их ломкие тела больше похожи на деревянных болванчиков с частями тел на шарнирах, которых используют на уроках рисования. Кстати, возможно это они есть, тема живописи явно близка Могукон и на такие фигурки она точно насмотрелась. Если мангака воспринимает женщин вокруг в таком виде, и, скорее всего, часто видела себя в подобном образе в зеркале, то ей точно необходимы сеансы арт-терапии. Подозреваю, что эти четыре рассказа стали плодами подобной работы над собой. Но, избавляясь от этой болезненности, Могукин запросто может заразить ею тех, кто возьмёт её мангу в руки; она прямо сочиться из серых кадров, через мельчайшую сетку штриховки, сквозь чуть поломанные пропорции тел. Это точно не манга о радостных вещах и не брошюрка с советами и помощью. Но подобная атмосфера имеет свойство затягивать и даже воодушевлять на такие вот длинные тексты. Да и истории хорошо закручены вокруг неоднозначных переживаний и не дают заскучать, постоянно уходя в жизненные, но всё же неожиданные твисты. Эту мангу выпустила «Фабрика комиксов». Есть цензура изображений и местами смягчен перевод. Мягкий переплёт, цветная суперобложка, и там, и там арты являются оммажами на шедевры живописи, прославляющие как раз традиционную женскую красоту. 240 страниц, тираж не указан.