Аннотация на задней странице этого комикса гласит, что «Невероятная тайна происхождения Czarface раскрыта!». Увы или нет, но в моём случае для начала нужно было выяснить, кто или что такой/ такое этот Czarface и так ли интересна мне его тайна. Отзывчивый поисковик рассказал, что это американское рэп-трио, заслужившее статус «супергруппы» из-за того, что одним из её членов стал Inspectah Deck из «Wu-Tang Clan», а другие двое участников, Эзотерик и 7L, являются уважаемыми фигурами хип-хоп андеграунда. Трио заявило о себе в 2013-м, бомбануло дебютным альбомом и быстро залетело в стан культовых проектов. Заодно её участники сразу же обозначили, что отлично шарят не только в рэпе, но и в комиксах. У «Czarface» есть собственный маскот, антигерой в железной броне с горящими глазами и в красном плаще, истинное воплощение марвеловского стиля восьмидесятых-девяностых, похожий на доктора Дума. Этот персонаж был нарисован Брэдом Хадсаном в качестве подарка Эзотерику и прижился в группе. Хотя с такими клыками и рогами он больше бы подошёл heavy-metal банде из тех же восьмидесятых. Ну и давно уже не секрет, что многие рэп-исполнители, независимо от страны своего проживания, очень любят, когда про них пишут и рисуют комиксы (Паша Техник не даст соврать), и порой решают, что их талантов хватит для того, чтобы выступить в роли сценариста. Получается двухсторонняя польза – и амбиции удовлетворены, и новая порция мерча для фанатов. Бывает, что из этого получается нечто большее. Например, действительно хороший комикс.
Как ни странно, но главный герой комикса о Czarface к группе никакого отношения не имеет. Зовут его Зак, он же Зукофф, бывший популярный рестлер (само по себе сомнительное жизненное достижение, ну да ладно), долгие годы изображавший на ринге обязательную для эпохи Холодной Войны и последующего времени Красную Угрозу – злобного громилу из России с Серпом и Молотом на костюме, которого дубасили хорошие американские парни на потеху местным реднекам. Карьера, полная великих сражений, закрепившая за Заком конкретный, несмываемый образ (теперь те же реднеки суровым голосом интересуются у него, почему это он вмешивался в честные американские выборы), закончилась и теперь хороший парень, посвятивший жизнь помощи собакам, над которыми ставил эксперименты типичный злой учёный Бэкридж, кочует вместе с верным псом Клыком по различным фанатским мероприятиям, обычно скромно обустраиваясь где-нибудь в уголке, подальше от «звёзд». На одном из таких чего-то-там-конов Зак оказывается возле стенда, посвящённого группе «Czarface», узнаёт о существовании данной группы от миловидной женщины из фан-клуба по имени Энни, о том, что коллекционные фигурки можно продавать за штуку баксов, а также о том, что члены трио на самом взлете своей карьеры попали в авиакатастрофу и числятся пропавшими без вести. Но преданные фанаты – например, сын Энни, - не верят в возможную гибель кумиров.
Автором «Czarface. Встречайте царя» стал сам Эзотерик, и, надо заметить, его подход к работе над сюжетной частью оказался максимально нетипичным. Обычно комиксы от рэперов – это либо самореклама пополам с самолюбованием, либо брутальщина. Потому, что рэп – музыка улиц, мы крутые гэнгса и всё такое. Здесь же члены реального коллектива тоже присутствуют в сюжете, но они не выставлены пацанами из плохих районов, вполне обычные ребята (хотя ближе к финалу не обходится без сюрпризов), знатно офигевающие от того, что в комиксе, собственно, происходит. Сам же комикс выглядит так, будто его придумал гик, фанатеющий от супергеройских историй, любящий рестлинг, собак, выступающий против экспериментов над животными и, при этом, относящийся к вышеперечисленному (кроме собак и экспериментов над животными) с изрядной долей иронии. Да, и за семейные ценности он тоже активно топит. Такой вот нетипичный рэп-комиксист, может быть, это и есть хип-хоп андерграунд, в котором Эзотерик преуспел?
Что же происходит в комиксе, отчего признанные деятели рэп-индустрии офигевают? Сначала на пути Зака и Энни, между которыми уже заискрились огоньки симпатии, возникает тот самый злой ветеринар Бэкридж и его приспешники, затянутые в трико и исполняющие роль Бибопа и Рокстеди, т.е., туповатых громил на побегушках у преступного босса. Компашка выглядит как великовозрастные квадроберы, ведёт себя соответственно и ищет некий суперкостюм, который когда-то попал на Землю и теперь должен быть найден и активирован, иначе нашей планете несдобровать. Естественно, с теми, кто проводит жестокие опыты над собаками Заку не по пути и говорить с ними особенно не о чем, а вот продемонстрировать пару приёмов профессионального рестлера необходимо. А в ходе разборок находится и тот самый костюм. Или это костюм находит Зака. В общем, Зак оказывается внутри стальной брони, у него в животе вместо порхающих бабочек горит огонь, из глаз вылетают лазеры, он может летать и вообще выглядит непобедимым. А уж в компании с Клыком вообще мог бы спасать целые галактики. Но сполна осознать и проверить свои новые возможности Заку мешают хозяева брони, пожаловавшие за ней на Землю.
Тонны железа, суперсилы и пришельцы, ко всему этому отлично подошёл саундтрек из забористого метал-тяжеляка. При всём этом комикс получился очень даже добрым, у него позитивная атмосфера, в которой нашлось много места для ностальгии. Все герои тут «чуть-чуть» скучают по прошлому, когда всё было лучше, сил было больше, комиксы были интереснее. Или так воспринимались в ушедшей юности. Наверное, именно желание сделать «как раньше» и двигало Эзотериком. Констатирую, у него это получилось. В каноничный сюжет про спасение Земли с помощью суперкостюма (наверняка сценарист и кучу аниме на это тему пересмотрел) удачно вплетены простые и важные темы о дружбе и семье. Даже местных синекожих «скруллов» можно в чём-то понять. Для создания визуальной части был приглашен аргентинский художник Ариэль Оливетти, работавший в Marvel над такими сериями, как «Каратель», «Кейбл», «Что, если?». В своей карьере он пробовал разные подходы к созданию изображения, экспериментировал с «аналоговым» рисунком и «цифровой» графикой, применял акварель. В «Czarface» это смешение техник заметно: сам гигант в стальной броне выглядит олдскульно, люди изображены очень реалистично, но заметно использование «цифры», а вот собаки выглядят так, будто Оливетти вставлял в кадр фото реальных животных и не очень удачно их фотошопил. То есть, выглядит всё в целом отлично, но есть нюансы.
Душевный комикс для фанатов олдскульной супергероики. Если бы это был фильм, то его мог бы снять Кевин Смит, но без шуток ниже пояса, похабщины, бивней и своей дочери. Собачникам тоже будет интересно. И поклонникам рестлинга (на знаю, стоит ли на них рассчитывать в нашей стране). Чего тут точно нет, так это рэп-понтов, и это у лучшему. Поскольку ни один сюжет про спасение Земли супергероем не обходится без сиквелов, «Czarface» финиширует слишком очевидным намёком на продолжение. На русском комикс выпустило издательство «Комильфо». Твёрдый переплёт с выборочной лакировкой названия, формат 163х245мм, 112 страниц, тираж 2000 экземпляров. Небольшая галерея обложек и очень трогательное посвящение, объясняющее смысл и настроение этой работы.