25 окт. 2025

Мнение: Dark Art 2. Антология российского тёмного искусства (18+)

Наметилась (надеюсь на это) одна интересная «тёмная» традиция: раз в год, накануне Хэллоуина, в издательстве «Бомбора» выходит антология российского тёмного искусства «Dark Art». Свежий сборник имеет на обложке цифру «2» и предлагает совершить экскурсию в мультивселенную мрака, в разных уголках которой уживаются и проявляют себя в гротескных и метафорических образах болезни (как физические, так и ментальные), ночные кошмары, тревоги, грёзы и сны, страхи и размышления о боли, жизни и смерти. Экскурсоводом и в этот раз выступает редактор-составитель, а также фотограф и автор телеграм-канала «Похороны хорошего вкуса» Диана Левандовская, именно с её чёрно-белых плёночных фотографий в стиле «готика» антология стартует. После обязательного в наше время дисклеймера о том, что представленные здесь работы никого не оскорбляют и ни к чему не призывают. Мало ли что…

Каждый из творцов также получил возможность рассказать о себе, своём творчестве и его истоках. Не сильно же проспойлерю и никого не обижу, если скажу, что у некоторых художников здесь ими же самими отмечены разного рода ментальные проблемы? В данном случае живопись как раз выступает в качестве арт-терапии. Чёрно-белые, с максимальной детальностью проработанные образы художницы Noavon, в которых слова «body» и «horror» отлично сочетаются не только друг с другом, но и с серой клоакой неустроенного быта, представляют собой не что иное, как медицинскую карту. Если не знать подоплеку этих работ, то они воспринимаются как сюрреализм из глубин ночных кошмаров, на которые явно повлиял Дзюндзи Ито. Но прочитаешь название картины, например, «трахеит», приглядишься к торчащим из горла измождённого существа иголкам, и уже ловишь себя на мысли, что именно так это неприятное заболевание и выглядит на самом деле. Хронический тонзиллит – это покосившая избушка, снаружи и изнутри затянутая непроницаемой, мерзкой слизью. С лишаем, думаю, вам тоже теперь всё понятно. Сложно сказать, хотел бы я видеть подобные плакаты на стенах в поликлинике, сидя на приём к терапевту, но тревожной наглядности и жуткого предостережения о том, настолько страшными могут быть болезни, этим картинам не занимать.

Тревога, тоска, агрессия, фольклорный ритуализм и страх того, что в паспорте окажется некрасивая фотография – всё это трансформируется в цветных артах DRKSH. Горящие дома, тень, скрывающая затянутых в окровавленные бинты монстров, ножи в самых неподходящих даже для них местах, маньяки с молотками, и всё это как-то завязано на оттесненных насилием на второй план природных образах. Плюс названия-обманки, мрачная ирония автора: оберег не оберегает, а свет не спешит прогонять созданий тьмы, лишь подсвечивая их в засаде. Артём Waldeger явно вдохновлялся средневековыми европейскими гравюрами, в которых чума оставила назойливое напоминание «memento mori» и раскидала по окрестностям черепа и кости. Трубадуры, рыцари, короли и химеры – всего лишь временное прибежище для Смерти, костяной сосуд. Stan Art продолжает формировать собственную реальность, названную Молчаливым миром. Не исключая того факта, что в самом начале этот мир навестил Здзислав Бексиньский и благословил его на дальнейшее развитие, отмечу, что это реально монументальные, обездвиживающие картины, пыльные равнины которых населяют мрачные жнецы, костяные монстры и падшие ангелы. И все они выглядят огромными, намного больше человека, которого бы этот самый Молчаливый Мир раздавил и даже не заметил. Эти фигуры молчаливы, они чего-то ждут, в них ощущается неспешность вечности… и оттого ещё страшнее становится от приходящей мысли о быстротечности человеческого срока.

Тревожный багрянец работ художника Goshmar не скрывает жутких монстров, тянущих тонкие лапы и всякое-разное из абсолютной тьмы. Очень неуютные работы, зубастого кролика/лабубу на максималках я, пожалуй, даже хотел бы развидеть. Да и простой чёрный дом с огромной тучей над ним пробуждает какие-то подсознательные страхи. При этом сам художник в предисловии очень переживает, что в мире много зла, странных отношений и диких обычаев из-за отсутствия эмпатии, из-за лжи и агрессии. Получается, это попытка столкнуть зрителя лоб-в-лоб с этими негативными проявлениями, принимающими уродливые формы. Про персональный артбук ХРАМа я уже писал, думаю, тогда уже было понятно, что творчество этого человека произвело на меня сильное впечатление. Что ж, ХРАМ продолжает это впечатление усиливать. Доисторические динозавры в обычном бассейне сеют панику? Классно, но не самый неожиданный арт из представленных. Тени, дома с глазами, явная физическая боль от разрывания собственной плоти, лесные культы, заколоченные ставни, длинные коридоры, для преодоления которых нужно собрать в кулак всю волю и смелость. Сам художник рассказывает, как он слушал в лесу звуки дерева, подключив к нему обычные наушники, это фрагмент биографии он тоже запечатлел. Вообще творчество ХРАМа остро нуждается в том, чтобы его сопровождал саундтрек, для максимального погружения, так сказать. Что-то вроде Lustmord или «Старухи мха» (возьмите на заметку, травмирующая острота впечатлений гарантирована). Но самая неуютная картина запечатлела простую девочку, которая идет по рельсам, еще не замечая, что впереди её поджидает хрупкая, изломанная, длинная тень…

Готические лолиты от Draft.Anna несут в себе отголоски эстетики Лорен Маркс, заменяя собой истерзанных животных в круговороте жизни и смерти. Некроэротика и гуро, размышления о разном (в том числе и об отношении к женщине как к «мясу для утех»), но в основном о том, что под красивой оболочкой волос, кожи и чистых, белых одеяний люди все равно остаются куском плоти с коконом внутренностей на каркасе костей. И раскинутые, словно полы одежды, лоскуты кожи открывают, как портьеры в театре, проход в этот «мясной мир». Также художница неплохо изображает процесс распада личности, конфликты с близкими и внутренних демонов… точнее, не столько их самих, а их влияние на человека, на его психику. Валун рисует на холстах монументальные картины, на которых объекты обычного мира (часовенки с погасшими окнами, нависшие в небесах углы подъёмных кранов, деревенские пейзажи) как будто проваливаются в иную реальность, где правит Император и где опоры линий ЛЭП облиты кровью и расписаны заклятиями. И, самое главное – в этих безжизненных пейзажах часто присутствует наблюдатель, тёмная тень, всегда стоящая к нам спиной. Кто он? Загадка.

Творения мастерской «Horn & Mask Shop», пожалуй, максимально отвратительны (в контексте всего сборника это, разумеется, похвала) хотя бы оттого, что представляют собой не «плоские» картины, а физические объекты: банки со странным наполнением, уродливые маски, бутылки с глазами и прочие предметы интерьера. Меньше всего хочется оказаться в интерьере, которому всё это подходит как родное. Больше всего хочется отметить скрупулёзность и тонкость работы мастеров, возникает ощущение, что эти маски – живые. С какого-то монстра просто сняли лицо и натянули его на деревяную болванку, почему бы и нет?

Sad69kun тоже не прочь заглянуть внутрь человеческого тела. И да, он тоже видит там мясо и кровь. Но не только. Картины (порой напоминающие работы Оливье Ледруа, но чаще арты японских классиков эрогуро) изображают бабочек из кусочков кожи, разделённые части туловищ, но всё это подано очень эстетично, словно нас пытаются заверить в том, что мы не просто «мясо», внутри нас есть свет, странная, отталкивающая, но всё же красота, энергия, струящаяся по натянутым струнам мышц. Также художник аллегорически соединяет в алхимическом свадебном акте любовь и смерть, обращается к религиозным мотивам. Анастасия «Umiraem Segodnya» из Суздаля демонстрирует керамику, арты, картины и немного себя, и всё это объединяет очень модная эстетика «древнерусской хтони». Колдуньи в кокошниках под знаком луны, черти, чёрные коты… деревенская, глубинная готика. Эту же тему подхватывает и Кристина Сом в своих акварельных работах, в которых есть что-то от иллюстраций Билибина. Но всё «чуть» мрачнее, хотя сложно найти что-то ещё более мрачное, чем настоящие народные сказки, дух которых Кристина отлично улавливает в образах ведьм, девиц с птичьими ногами и гуляющих ряженых. Но меня, если честно, максимально приковала к себе «Гончая».

У Петра Данилова с одной стороны – колода Таро в стиле уже помянутых выше средневековых гравюр, в другой – детальный, объемный… какой-то некрореализм, собрание старух и маргинальных мужиков, инфернальности которым придают пустые, чёрные глазницы. «Весна неизбежна» - уже не вариация ли это на тему Богородицы в духе старых фотографий, тех самых, которых у наших дедушек/бабушек по жизни было всего несколько штук: родился, стоишь в окружении родни на чьих-то похоронах, женился, умер? Элис Траум представляет хитроумные арт-объекты из розовых кукольных домиков, чашек настоящего фаната black metal, тортиков с надписью «Dead Inside» (в 2025-м это ещё актуально?) и скульптур на тему трудового выгорания, хотя лично я подумал вначале, что это эпитафия зацеперам. Но самая сильная работа Элис – «Рехаб», надзорная палата в мини-варианте, с прозрачным стенами, больничной пустотой и строгими правилами. Психиатрия вроде должна помогать, но глядя на этот рехаб, вспоминаешь слово «карательная».

У Lil Cthulhu отчетливо прослеживается тема переплетений, соединения телесного и природного. Но это не благостное «back to nature», всё гораздо страшнее и честнее. Всё переплетено, корни и внутренности, трава и распадающиеся на ленты белые фантомы тел, узоры, нарезанные из бумаги каким-то местным последователем Фредди Крюгера, кожа и цепи. И это не приносит никому освобождения, наоборот, сковывает до смерти. Tenderviol представляет 3D-арты на тему body horror. На этом этапе погружения в «Dark Art» у меня всё еще сохранилось чувство юмора и мне показалось, что это что-то из серии «примерно так выглядит забытая на полгода в холодильнике еда», но, вглядываясь в сложные, экспериментальные и не всегда идентифицируемые образы, я понял, что это рассказ о попытках понять телесность и связанные с нею вещи. Как ни странно, тут даже немного иронии есть (наверное). Художница Woronyonok тоже обращается к русской-народной хтони: избушки с черепами, золотые петушки как вестники смерти, кроваво-красные резные наличники, птицы Сирин с черепами вместо лиц, скелеты и русалки. Тоже не без иронии, кстати, и вообще без попыток напугать. Зато органично сочетает чёрный, белый и красный цвета.

Есть такой музыкальный жанр dungeon synth, так у Inersys получаются отличные обложки для альбомов в этом жанре, чего художница и не скрывает. Не хоррор, скорее тёмное фэнтези с башнями, рыцарями, скелетами и адскими подземельями. Zabvenie представляет коллекцию украшений из металла, ювелирная работа с мертвыми птицами, черепами, кинжалами, растениями и насекомыми. Готично до безумия. И на этом наша

экскурсия по российскому темному искусству подошла к концу. Не забудьте написать в книге отзывов «Это было великолепно». Антология рассматривает разные грани темноты, проводит по различным мирам и, пугая и даже ужасая, все же наталкивает по раздумья о вечных и понятных вещах. И о жизни, которая, как известно, может быть страшнее любой фантазии. Тут есть работы визионеров, буквально живущих на «другой стороне». Выпуск антологии стал возможен благодаря издательству «Бомбора», у книги твёрдый переплёт с «вырубкой», плотная глянцевая бумага, арты на форзаце и нахзаце. Открытка в качестве приятного бонуса. 288 страниц, тираж 4000 экземпляров.

https://bombora.ru

Craftum Сайт создан на Craftum