Если место, в которое вы совершили путешествие, было хорошим, то сложно противиться желанию увезти его частичку с собой. Если это место было плохим – велика вероятность того, что вы оставите там частичку себя. Или всего целиком, как пойдёт. Например, японские старожилы, живущие в провинции N, могут многое рассказать о деревне Хинацуги, которая то ли когда-то располагалась на склоне одной из многочисленных горных вершин Страны Восходящего Солнца, то ли стоит там до сих пор. И, с большой вероятностью, эти же старожилы посоветуют вам туда не соваться, с ходу накидав местных баек про призраков, злых демонов и камикакуси, т.е., похищение людей сверхестественными существами.
Да только кто будет эти предупреждения слушать. То группа студентов-руинистов отправится в экспедицию на поиски деревни, то смертельно больной журналист со своей помощницей забредут сюда в поисках сенсационного материала, то одинокая студентка в поисках местного фольклора заплутает на одной из горных троп. Все они найдут Хинацуги. Всех их даже ждёт тёплый приём от местных жителей, среди которых особенно выделяется госпожа с тёмными волосами и её дочь Кирико, молчаливая бледная красавица, от одного взгляда на которую перехватывает дыхание. От взгляда на её односельчан, впрочем, дыхание тоже замирает – но лишь для того, чтобы прорваться криком ужаса. Который настигнет всех гостей и будет воплощен в самых чудовищных и фантасмагорических телесных трансформациях.
Определённо, Министерству земли, инфраструктуры, транспорта и туризма Японии стоит приглядеться к творчеству авторов хоррор-манги. Те совсем распустились и раз за разом пугают читателей жуткими историями, разворачивающимся в горной местности. И это такие истории, после которых туристов в эти места никакими способами не загонишь. В России уже издавался сборник «Горный кайдан», а теперь вышла однотомная манга Аки Симидзу «Деревня Хинацуги» примерно в том же антураже. Эта манга тоже сначала кажется сборником коротких рассказов о путниках, которые на свою беду завернули не туда, но в итоге эти разрозненные эпизоды сливаются в единый сюжет, усиленно пугающий читателей боди-хоррором (не столь отвратным, как «Человеческая многоножка», но напоминающим что-то типа фильма «Бивень»), но оказывающимся в итоге трагичной историей о том, как родители подчас чрезмерно доминируют над своими детьми, пытаясь полностью контролировать их жизнь и через это исправить беды и ошибки своей молодости. Мать и дочь из Хинацуги – это странный Инь/Ян, контраст чёрного и белого, они неспособны существовать друг без друга и образуют чудовищную гармонию. А ещё это история о том, как заботой можно оправдать любую жестокость, особенно если добавить к этому щепотку магии, позволяющей кромсать и переделывать человеческие тела, собирая из лоскутов и кусочков новых «франкенштейнов». Или кошкодевочек… не уверен, что фанатам подобных образов увиденное понравится, но гарантирую, что тут представлен самый что ни на есть true-вариант.
Кирико – центр этой истории. Сначала она пугает, как только способен испугать белый, мерцающий призрак, спрятанный в густом тумане. Потом она привлекает и даже возбуждает. А после предстает печальным персонажем, отчаянно нуждающимся в помощи. Надежду на эту помощь вселяет юноша по имени Минато, один из руиностов (с остальными Симидзу навертела такого хардкора, что теперь некоторое время мне точно не хочется видеть тянущиеся, мнущиеся и сплетающиеся субстанции; собачек на ночной тропе я тоже теперь хочу встретить меньше всего на свете), которому выпала либо роль жертвенного принца, либо героя-освободителя… как пойдет, в любом случае один из мифологических архетипов сработает. Тут вообще многое замешано на японской мифологии, традиции страны выдают не только старинные кимоно и интерес к потустороннему – в основу сюжета положена легенда о воине-самурае, и кое-что очень важное зависит от кукол для праздника девочек, Хиномацури. Упоминаются и другие ритуалы, связанные с куклами, амулетами и оберегами. Весь этот колорит очень хорошо вписывается в жутковатую атмосферу, плотно набитую темными очертаниями деревенских домов, странными тенями, жуткими намеками, отрубленными частями тел и шрамами на прекрасном теле.
Аки Симидзу постаралась создать мангу, которую можно смело поставить на одну полку с работами Дзюндзи Ито. Пусть рисунок у Аки чуть попроще, но с фантазией всё хорошо, поэтому «монстры поневоле» производят непередаваемое впечатление. Как и кошкодевочка, про которую тут есть отдельная история. А Кирико может претендовать на место в пантеоне хоррор-героинь. При том, что манга своей физиологичностью нередко бросает в дрожь, финал у неё получился позитивным, оставляющим место надежде. Это не безликий сюрреалистический Фатум Дзюндзи Ито, уничтожающий всё на своём пути, и плохое, и хорошее. На русском языке «Деревню Хинацуги» издала «Фабрика комиксов». Здесь твёрдый переплёт, глянцевая суперобложка, формат 158х220мм, 224 страницы. Тираж не указан. Любите азиатские фолк-хорроры с экстримом? Обратите пристальное внимание.