12 окт. 2024

Мнение: До Инкала

В огромном мире, расположенном в самом центре планеты, над глубокими кристальными пирамидами и пирамидными островами, внутри сердца-солнца, подле портала трансфигурации две сестры, Анима и Таната, хранительницы Чёрного Инкала и Светлого Инкала, получают срочное послание, от которого зависит судьба всей Вселенной – она может сгинуть, не достигнув искомого уровня сознания. Для её спасения необходимо родить спасителя от максимально заурядного человека. Так начинался один из самых странных, в хорошем смысле, и замысловатых комиксов. Речь про «Инкала», в котором фантастика «новой волны» круто замешана на эзотерике, психоделике, мистических учениях, во многих из которых имя чилийского режиссера, сценариста и мистика Ходоровски произносят с придыханием, как имя Учителя. Ответить на вопрос «А что же такое Инкал?» часто не могут даже те, кто внимательно дочитал комикс до конца и не один раз, «немного» безумный сюжет уходит в интересные, но несколько запутанные пространства New Age, где всегда очень ценились темы про Мессий, гармонию мироздания, эволюцию сознания, разумную Вселенную и прочие меркабы, на которые Инкалы слишком похожи для того, чтобы это было просто совпадением. Но у всего в этом мире есть своё начало. И начало «Инкала» как истории вполне конкретное – но что, если до того момента, когда к не самому удачливому частному детективу класса R Джону Дифулу обратилась красивая клиентка и попросила сопроводить её по злачным местам Города-Колодца, у этой истории была предыстория? И, более того, заурядный Джон Дифул играл в ней главную роль? О чём он по какой-то причине вообще не помнит…

Конечно, меркабы, олицетворяющие Жизнь и Смерть девы, высший разум – всё это очень интересно, прямо захватывает дух, особенно когда подано не в виде поп-эзотерики для чайников, а поведано настоящим мыслителем Новой Эры. Но, если всё это заставляет ваши мозги закипать и вы не уверены, стоит ли браться за «До Инкала» после «Инкала», не разнесёт ли это ваше сознание в щепы окончательно, то не переживайте. Ходоровски в компании художника Зорана Янетова создал более социально-ориентированную историю, я бы даже сказал, хардкорно-гипертрофированную сатиру и тотальную антиутопию. Которая одновременно может интерпретироваться и как переосмысление вечных проблем социума, и как кривое зеркало современности. С почти что ультралевацким запалом (впрочем, не стоит подозревать авторов в симпатиях к анархизму и проповедующим его «товарищам», по которым тут тоже пройдутся с усмешкой) Ходоровски и Янетов описывают общество Города-Колодца, одного из уголков Ходорвёрса, где также можно встретить и технопонтификов, и метабаронов. Аристы, местная аристократия, настолько уверовала в свою исключительность, что носит нимбы и, как говорил классик политической мысли, страшно отдалилась от народа, в представителях которого видит лишь букашек, которых можно унижать, убивать и всячески эксплуатировать. Сам народ живёт в мире тотального насилия и диктатуры, но от мыслей о социальной несправедливости его в режиме 24/7 отвлекают сексом, наркотиками и отупляющими тв-шоу, на фоне которых какие-нибудь «Пацанки» кажутся не таким уж и плохим вариантом. Хотя в этих шоу участников можно убивать и вообще, насилие, что на экране, что в жизни, всячески приветствуется. Как и всевозможные извращения, благо, что даже проститутку тут можно сконструировать себе по запросу, как из кубиков lego. Местный президент ежедневно клонирует себя в новом теле и использует роботов-двойников, а настоящая власть сосредоточена не у политиков и духовников, а у суперкомпьютера, возомнившего себя Богом.

Не спорю, очень легко провести параллели с повседневностью, граждане либерально-оппозиционного толка с ироничной улыбкой будут тыкать пальцем в вечного президента, от которого ничего не зависит (даже выбор нового тела в виде бородатой женщины), и в залихватскую рекламу добровольного вступления в ряды воюющей армии, но, повторюсь, это всё же рассуждения В Общем и Целом о природе человека, об обществе и о том, куда это общество, превращённое в Систему, можно завести в угоду власть имущих. Так ли уж эта Система сильно изменилась за столетия капиталистического развития или феодального строя? И стоит ли в этих вопросах переходить на личности? К тому же от Ходоровски тут сполна достаётся не личностям, а безликим транснациональным корпорациям. Достаточно сказать, что главным напитком «До Инкала» является наркотическое пойло, в названии которого фигурирует «Кола». Это один из важных элементов детективного сюжета. Кстати, пора уже у нему переходить.

От магии и эзотерики в самом начале комикса только и есть, что сам Джон Дифул. И то лишь потому, что прекрасно изображает «Дурака» (см. его фамилию) одного из 22 Старших Аркан колоды Таро. Сын покончившей с собой проститутки и неудачника-изобретателя, за нарушение закона превращённого в полисмена-горбуна с промытыми мозгами, Джон на самый везучий и обеспеченный обитатель мегаполиса. И в авантюры он ввязывается, и с анархистами тусит, в общем, постоянно во что-то влипает. На примере его ранних приключений авторы быстренько выводят простую и чёткую доминанту того, чего они хотели донести до читателей: и в богатстве, и в бедности человек не может быть счастлив, его путь к просветлению лежит через просветление и Любовь. Правда, на ранней стадии сюжета двух этих состояний добиться можно только с помощью наркотика Амурина, а он действует так, что и девушку с головой оленёнка (на всякий случай, раз уж у нас так негативно стали относиться к фурри, это не пропаганда) полюбишь за мгновение. А Джону хочется чего-то большего, настоящего. Ещё он мечтает стать частным детективом, для этого проходит различные экзамены и испытания. Попутно обзаводясь друзьями: бетонной чайкой Дипо (милый питомец, но склонен к постоянной рвоте), верующим роботом, цитирующим священную книгу, и целой стаей глазокопов, всевидящих и всепроникающих дронов на страже Системы, для которых эмпатия смертельно опасна.

Однажды к Джону обратилась девушка-аристократка Луз де Тарра, надменная красотка, приказавшая ему сопровождать её в трущобы. И сердечко Джона забилось сильнее. А скоро ему попалась настоящая Большая Загадка, попытки разгадать которую тут же привели к глобальным неприятностям. Детективная интрига заключается в том, что никто не знает, куда деваются дети падших женщин. Поначалу это вопрос на уровне «Никто же никогда не видел птенцов голубей?», но вскоре все приобретает серьёзные черты. В поисках отгадки Джону придётся устроить игры с переодеванием, но шокирующий ответ точно ему не понравится и спокойствия в его жизнь не принесёт. Впрочем, и другим людям жизни легко порушит. Вот-вот полыхнёт Восстание, анархисты уже вышли на тропу войны, пылают ядерные взрывы, метабарон молчаливо взирает на всё с борта своего космического корабля, а миллионы людей, разбившиеся на крайне отвратные, карикатурные «ячейки общества», пялятся в экраны телевизоров, скармливающих им смерть как шоу, из-за чего моральные границы напрочь сносятся и люди становятся теми, кого даже животными сложно назвать. Ближе к финалу авторы делают неутешительный вывод: Шоу должно продолжаться потому, что и Система, и поддерживающие её власти должны безостановочно подпитывать телеэфир и его главных звёзд, ньюсмейкеров и шоуменов, которые, в свою очередь, поют осанну самой Системе, скрепляя цемент её глиняных ног, замешанный из глупости и жестокости людских масс. Неутешительно, хотя местами и смешно, но это факт, от которого сложно отмахаться.

Закольцованная (просто дочитайте до конца и поймёте почему) история Джона бодро скачет то по территории триллера, то детектива, то антиутопии, то киберпанка, а то и биопанка (местами с перегибами в виде боди-хоррора). И всё это выливается в условную жанровую нишу, которую можно окрестить «социопанк». Но гораздо правильнее будет сказать, что Ходоровски и его истории с трудом умещаются в прокрустово ложе жанров и всегда находятся где-то на своей, отдельной территории. Впрочем, как раз «До Инкала» - вещь вполне простая, более-менее жанровая, хотя в ней постоянно всё выворачивается наизнанку. Всё равно, эти шесть частей гораздо проще и понятнее, чем сам «Инкал». В общем, в качестве приквела это самое то. А ещё это комикс, глядя на который, не приходится жалеть о том, что его рисовал не Мёбиус, т.к. Зоран Янетов максимально приблизился к стилю французского художника, иногда сложно даже заподозрить, что это нарисовано не Жаном Жиро. Особенно панорамные развороты Города-Колодца, который вы, скорее всего, начнёте ненавидеть с первых же страниц. Тут полно грубости и натурализма, переходящего в извращения, при этом картинка яркая, почти что карнавальная. Кажется, что костюмеры «Голодных игр» тоже читали этот комикс. Вечный пир во время чумы. И, хочется верить, не менее вечная классика европейского комикса, ироничная, злая, пророческая и ретроспективная. Как и сам «Инкал», приквел вышел в издательстве «Комильфо» в серийном оформлении: твёрдый переплёт, формат 205х260 мм. Плюс бумажный клапан, скрывающий от глаз неподготовленного читателя ужас ужасный в виде самокрутки и алкоголя. 296 страниц, тираж 4000 экземпляров. Особенно отрадно, что комикс издан без цензурных изъятий и в первоначальном варианте покраски.


https://vk.com/komilfobook


Craftum Конструктор сайтов Craftum