Во всём виноват Джордж Ромеро. Сначала он снял на чистом энтузиазме «Ночь живых мертвецов», потом выпустил хит «Рассвет живых мертвецов», образно говоря, раскопав кучу могил, из которой скопом полезли ожившие покойники, которые никак не угомонятся до сих пор (чего стоят бесконечные сиквелы и вбоквелы «Walking Dead»), сея панику и ужас. Разумеется, на столь «несвежую» моду отреагировала и комикс-индустрия, в своём желании делать «pulp fiction» всегда падкая на разные ужасы и приключения. В семидесятых годах прошлого века в издательстве «Skywald» выходили журналы с хоррор-комиксами, где буйным покойникам отводилось особое место. Теперь же они бодро перекочевали в серию «Древние комиксы», маскот которой, Фантомный Голландец, вынужден бухать по-чёрному (в смысле, в формате чёрно-белого рисунка), чтобы как-то стереть из памяти склизкие трупы и ошметки плоти.
В сборник вошли четыре истории от разных авторов и художников. Первая из них называется «Я мёртв, но не похоронен!» и, когда начинаешь его читать, кажется, что это зомби-версия «Побега из Шоушенка». Мы не знаем, за что Эд Уортон загремел в тюрьму, может быть, он был опасным преступником. Но всё равно, того, что с ним произошло, не заслуживают даже отпетые изверги. Сценарист Эл Хьюитсон даёт нам понять, что в 1931-м году в американских тюрьмах права человека были весьма эфемерным понятием, а условия содержания были приближены к концлагерю. Особенно в тех краях, где полно аллигаторов. Эд становится жертвой произвола и после мучений падает в яму замертво. Но даже спустя два дня никто не решился его похоронить. Возмущённый этим Эд восстаёт и отправляется в лодочный круиз по зловонным болотам. Казалось бы, всё достаточно традиционно, осталось добавить в конце линию мести и норм, образцовый хоррор готов. Но авторы в финале делают головокружительный твист… это либо «постмодерн», либо «постирония», либо «слом четвёртой стены»… что-то глубокомысленное и крайне актуальное в наши дни, а в семидесятые способное вообще сойти за «отвал башки». В общем, Эд находит непосредственного автора этого рассказа и требует придумать нормальную концовку для себя. Если не свободы, то уж нормальных похорон он точно достоин. Хороший, необычный комикс.
«Компаньон с гнильцой» - довольно типичный сюжет, объединяющий черты хоррора и приключенческого рассказа. Дядя с племянником отправляются на поиски сокровища и племянника всё это несказанно бесит. Он живёт надеждою на то, то дядя вписал его имя в свое завещание и однажды делает так, чтобы этот документ вступил-таки в силу. Но труп родственника никак не хочется упокоиться в воде, из которой всё время норовит показаться скользкий череп. Или другая часть дяди. А его фигура маячит миражом в раскалённом пустынном воздухе. Или это глюки, вызванные обезвоживанием? Хорошо, что племянник озаботился и взял с собой ещё и флягу дяди, ему она точно не нужна, а умирать от жажды, когда вожделенное наследство так близко, не хочется. Опять для читателей припасён неожиданный финал, доказывающий, что месть может настигнуть и после смерти мстящего, причём самым неожиданным образом.
Название следующего рассказа просто обязано заканчиваться восклицательным знаком. Потому, что его авторы на максимум выкручивают каноны трэш-хоррора, выдавая ужастик с перебором по всем фронтам. Главный злодей – гений, безумец, некромант, математик, физик, мистик и спиритуалист, озабочен только одной маниакальной идеей: оживить как можно больше мертвецов, чтобы собрать из них собственную армию. Его пытаются остановить, но какое там, даже лечебница для душевнобольных его не исправит. А знаете, где больше всего материала для его экспериментов? Правильно, на кладбище, но, если ты хочешь собрать армию, это должно быть военное кладбище. И в финале рассказа можно заметить чёткий антивоенный посыл, но толпа трупов разной степени разложения всё равно выходит на первый план, превращая всё в очередную историю про сумасшедшего учёного, готового, как в культовом «Франкенштейне» 1931-го года орать «It’s Alive!». Можно также отнести данный комикс к ранним образцам жанра «зомби-апокалипсис».
«Грязный замысел» начинается символично для начала семидесятых: два хиппаря не первой свежести ловят кайф на могиле некоего Филипа Даворена. Когда земля под могильной плитой разверзается и оттуда появляется подгнившая рука, это ещё можно принять за глюк. Но потом Филип вылезает целиком и отправляется в путь по городу, наводя ужас на прохожих тем, что это самое слово «целиком» с каждым шагом подходит ему всё меньше и меньше. А ведь это реально предтеча «Ходячих мертвецов», но здесь тщедушный скелет, обтянутый отваливающейся плотью, способен еще и переворачивать полицейские машины. Куда Давонен идёт? И, собственно, почему? Автор комикса Даг Манч берёт за основу классический любовный треугольник… только вместо треугольник тут пентаграмма, некромантия и магические заклинания. На самом деле, история довольно трагичная. А рисунок Дела Росы прямо-таки нервирует тем, как омерзительно-круто выглядит главный герой/главная жертва истории. Вроде всё по «классике» бульварного чтива, но эффект производит.
Помимо содержания и бухающего Фантомного Голландца, сборник удивляет обложкой. Какие-то славянские хиппи с сатанинскими пентаграммами и девочка с котом Феликсом. Ничего не понятно и в самих комиксах ничего такого нет, но выглядит интригующе. Хочу также обратить внимание на то, что, по сравнению с современными комиксами в древних образцах жанра гораздо больше текста, но, как правило, происходит это за счёт авторской речи, внедрённой в сюжет в качестве пояснений. О содержании: интересные и разные древние комиксы, зомби-тематику раскрывают полностью и с разных точек зрения; в первых двух случаях авторам удались концовки. Но не очень понятно, при чём тут чума. Мне кажется, что современным зомби-мейкерам тут есть чему поучиться, хотя у них на всё одна отговорка: во всём виноват Ромеро. Формат сингла на скрепке, 36 страниц, тираж не указан. Доступны вариантные обложки, в том числе и бланковый.