В последнее время как-то много стало вокруг историй от Дзюндзи Ито, не находите? Вышли и продолжают выходить его многочисленные сборники «страшных» (хотя даже слово «страшных» в отношении к тому, о чём любит рассказать этой японский автор и художник, кажется зачастую слабоватым, не передающим ощущения от увиденного в полной мере) рассказов, изданы были даже бытовые, вовсе не кошмарящие читателей комиксы про его домашних питомцев. Казалось бы, такое изобилие уводящих куда-то на запредельные территории сюжетов и образов должно было бы увеличить концентрацию темноты вокруг каждого из тех, кто поддался магии Ито. Однако – вот парадокс! – этого не происходит, монстры, чудовища и Фатум, карающий и виновных, и невинных, продолжают вызывают живой интерес, душа постоянно хочет добавки. Определённо, Ито что-то добавляет в свою мангу, вызывающее привыкание. Теперь появился шанс это «что-то» поискать и попробовать рассмотреть, ведь на русском языке в формате «Больше, ярче, цветнее!» вышел большой артбук с рисунками мангаки, позволяющими как вновь заценить его уже знакомые работы (в основном обложки тех самых сборников), так и редкие вещи, созданные для периодики, выставок и частных коллекций.
Несколько зависнув на шедевральной обложке (мне кажется, это идеальный эскиз для татуировки, если вы истинный фанат хоррора и забитых рисунками тел), открываем артбук и встречаем Томиэ, самую известную героиню Ито. Девочке-вирусу, сводящей с ума красавице отдана вся первая глава, вобравшая в себя как цветные арты, так и увеличенные ч/б панели из манги с её участием. Яркие рисунки, в которых Томиэ, обладательница гипнотизирующего, вполне себе инфернального взгляда, соседствует либо с теми, кого её обаяние довело до беды, либо с теми, кто заражен болезнью, забрызган кровью или сошёл с ума. Иногда это похоже на постер к старому ужастику, иногда на плакат времен психоделической революции. Томиэ может быть разной. Её даже может быть много. И она может демонстрировать свою наготу. Но не обольщайтесь, последний арт с ней являет истинную сущность данного персонажа. Хотя сам Ито уверяет, что он просто хотел изобразить Томиэ в виде сакэ. Вторая глава посвящена «Спирали», одной из самых популярных манг Дзюндзи, которая, однако, до российского читателя пока не добралась. Тут тоже есть девушка, но уже с рыжими волосами, на вид – обычная японская школьница. По воле Ито она попадает в водоворот галлюциногенного безумия, в котором всё - и небо, и облака, и волосы, и иномирные пейзажи, и человеческие тела, - подчинено геометрии спиралей. Удивление, застывшее в глазах героини, является реакцией на вылезающих изо рта улиток, телесные трансформации, доказывающие всем своим видом, что с фантазией у Ито всё ОК, а вот ваша пищеварительная система, возможно, выскажет своё возмущение. Теперь я ещё больше хочу почитать «Спираль». Включены арты из журнальных выпусков серии в еженедельнике «Big Comic Spirits», обложки.
«Другие работы» включают в себя арты, использованные для обложек сборников (странноватый «Соити», «Тающий класс», «Стон сливной трубы», «Безголовые статуи», «Любовь мертвеца», «Дезертир» и т.д.) и всякое-разное, вроде обложек DVD. Ироничный бади-хоррор, призраки в тёмных школьных коридорах, мечущие икру девушки-слизни, вылезающие из консервной банки, вампиры, вариации на тему распятия и сожжения ведьм, Лавкрафт, оммажи на «Крик» Мунка и обложку альбома «Led Zeppelin», поп-айдолы, воздушные шарики в виде человеческих голов (или же человеческие головы в виде воздушных шариков), забитый полуразложившимися пассажирами автобус, которые вроде бы не сильно обеспокоены своим физическим состоянием. Вызывающий портрет садомазо-монашки. Множество фирменных клыкастых улыбок. Да, и котики, куда без них. Местами страшно, бегают мурашки, но в целом создается ощущение, что это какой-то максимально безумный, но всё-таки цирк. Хотя есть и вполне жизненные, бытовые картины… если не вглядываться пристально в детали. В избытке чёрно-белых проявлений плотских и душевных болезней, ядовитых страстей и амбиций (постоянная тема у Дзюндзи), лезущих наружу нарывами, язвами и чем-то телесно-мерзким. Можно найти пару работ, в которых стиль Ито даже не угадывается, это его более экспериментальные работы. В целом, тут есть масса примеров, позволяющих поставить японца в один ряд с выдающимися сюрреалистами. Это неочевидно и максимально субъективно, но иногда арты Ито заставляют вспомнить о Леоноре Каррингтон. Или даже о Маргарет Кин.
Впрочем, есть и более очевидные источники вдохновения, о которых сам Ито охотно говорит в интервью. Например, Гигер, Кадзуо Умэдзу, Бексиньский. Само интервью, представляющее собой в том числе и искреннюю оду любви и благодарности бумаге марки Kent, можно прочитать в конце артбука. Но для этого придётся проделать один трюк. Дело в том, что сам артбук читается/листается по японской традиции, справа-налево. А примечания – интервью и каталог всех работ с пояснениями, источниками публикации и средствами, с помощью которых они были созданы, - надо читать уже слева-направо. Это добавляет чудинки, но это же Ито, верно? Как уж тут без чего-то вот такого, странного, нестандартного. Ещё интервью будет интересно тем, кто сам увлекается рисунком, мангака увлечённо рассказывает о приёмах работы с бумагой, тушью, акварелью и компьютерным ПО. Всем тем, что помогает ему создавать целую вселенную. Я бы не хотел столкнуться с ней в реальности, перспектива быть разлагающимся слизнем, закрученным в спираль, не прельщает. Но подглядывать в этот иной мир сквозь «щелочку» между книжных страниц - это особое удовольствие. Особенно если добавить щепочку иронии.
Неожиданно, но артбук Дзюндзи Ито выпущен не «Фабрикой комиксов», а «Комильфо». Увеличенный формат 190х285мм, твёрдый переплёт с выборочной лакировкой с двух сторон обложки, арты на форзацах. Плотная бумага и качественная полиграфия, передающая все нюансы и цветовую глубину довольно сложных и детальных рисунков. 152 страницы, тираж 4000 экземпляров.