Бар «Крем-Сода». Собравшуюся в обеспечивающем анонимность полумраке публику артисты в масках развлекают сеансом настоящей магии. Но в один не самый прекрасный для кое-кого из гостей момент представление выходит из-под контроля и превращается в мрачное шоу разоблачений. Происходит нечто среднее между голливудским блокбастером «Иллюзия обмана» и сценами из варьете, описанными в «Мастере и Маргарите» Булгакова, и всё это помножено на ощущение липкого ночного кошмара, внезапно просочившегося в реальность. И это действительно так: в этом мире, куда открывает двери первая глава комикса Дарьи Кайдаловой «Фантоник», у людей особые отношения с миром снов. Здесь фраза «Важнейшим из искусств для нас является кино» звучала бы как «Важнейшим из искусств для нас являются сновидения». Несмотря на то, что тут уже существует телевидение и снимаются фильмы и сериалы, после трудового дня граждане предпочитают направляются в особые заведения, похожие на ночные клубы (для индивидуальных сеансов) или кинотеатры (для групповых сеансов), где при помощи аппарата «Фантоник» и записанных плёночных кассет они могут переживать осознанные, запрограммированные сновидения.
При таких возможностях не очень понятно, почему люди выбирают для этого экспириенса привычные образы и ситуации, типа тусовки в клубах, когда можно было бы пережить странствия по другим планетам или дикие оргии в какой-нибудь литературной вселенной, но не стоит пока считать это упреком – первый том «Фантоника» только знакомит читателей с этим миром и его героями. Атмосфера комикса взята из классических нуарных детективов первой половины двадцатого века, когда мужчины ходят в костюмах, пьют виски и отлично справляются с ролью частного детектива на фоне тёмных урбанистических пейзажей, а женщины все поголовно роковые красавицы и всегда хранят какие-то смертельно опасные секреты. Да, и всё чёрно-белое. Место действия – мегаполис Сент-Ритц, отражение Чикаго или Нью-Йорка из американского нуарного чтива, но в качестве валюты здесь в ходу марки и это точно не единственное, что роднит городские ландшафты и их обитателей с послевоенным немецким экспрессионизмом. Главный герой комикса очень похож на представителя двух этих культурных течений – молодой лейтенант полиции Генри Милтон, холодный красавец-блондин, живущий в Сент-Ритце на птичьих правах, пока его тётка сдаёт ему угол в своём дома. Тётка – одна из тех посетительниц «Крем-Соды», с которой анонимные маги поступили довольно жестко. И это вполне в концепции комикса, в котором все персонажи оказываются так или иначе связанными друг с другом и с какими-то пока ещё не вынесенным на поверхность событиями. Даже владелица цветочной лавки, из вежливости не позволяющая своему клиенту выйти на улицу под проливной дождь, и та находится здесь не просто так.
По правилам темного жанра, здесь в качестве антагонистов выставлены представители либо высшего света, либо преступных верхушек города – те самые максимально вежливые люди респектабельного вида, просьбы и пожелания которых нужно выполнять неукоснительно. Иначе в дело вмешаются их невежливые помощники с городского дна. Возможно, эти люди виноваты в том, что Генри оказался замешанным в преступлении с близким ему человеком и был отстранён от работы в полиции, будучи теперь предоставлен самому себе. Возможно, вся ответственность за детективную составляющую лежит на плечах крайне сомнительного старого знакомого вредной тётушки. Пока вы будете разыскивать авторские намеки и встречать новых персонажей, Дарья аккуратно посвятит вас в иные, более занятные тайны этого мира. Например, тут максимально не любят ведьм. Не особо заморачиваясь с половой идентификацией оных, за ведьмовство могут отправить в Инквизицию даже мужчин. За этим внимательно следит Комитет, агенты которого выглядят так, будто после Второй Мировой Уго Босс не выбросил лекала, по которым создавал форму для СС и решил просто улучшить хорошо сидящие по фигурам брутальные модели из чёрной кожи. По всему понятно, что ведьмы тут вообще угроза номер один, везде висят агитационные плакаты, заставляющие граждан быть максимально бдительными. Ещё одна странность: тут, конечно, знакомо реагируют на сообщения о том, что кто-то где-то видел человека, который давно числится мёртвым, но, сама эта реакция… в общем, в ней всё выдаёт, что для мира «Фантоника» эти встречи необычны, но вполне реальны.
Пришло время задаться вопросом: а что же такое Фантоник? Пока что это просто механизм для сновидений, такой вот айфон, становящийся круче от модели к модели. Местный аналог кино и Интернета, с последним его роднит большое количество баннеров и рекламных интеграций внутри сновидений, тут Дарья остроумно иронизирует над доставшей всех проблемой. Но почему именно Фантоник вынесен в качестве названия и как он влияет на происходящее – всё это вопросы к продолжению, которое мне, признаться, очень хотелось бы почитать. У Дарьи получился атмосферный и интригующий детектив с разными сюжетными ниточками и намеками на что-то, что выходит за привычную картину мира. Я бы даже предположил, что всё это происходит внутри сна, благодаря как раз Фантонику, но это только версия. Рисунок в комиксе чёрно-белый, вполне себе авторский, но и от манги что-то разглядеть в нём можно, как, впрочем, обнаруживаются и следы стилистики некоторых серий издательства «Bubble», правда, с весомым налётом ретро-эстетики. По подаче и по темпу повествования это, скорее, детективный роман, неплохой аргумент для комиксоборцев, которые уверяют, что комиксы не могут считаться настоящей литературой. Стоит обратить на «Фантоник» внимание, на этапе первого тома это оригинально и интригующе. Комикс вышел в импринте издательства «АСТ» «Mainstream», тут твёрдый переплёт, формат 166х240 мм, ноль бонусов. 160 страниц, тираж 3000 экземпляров.