5 июля 2025

Мнение: Gachiakuta. Крутые отбросы. Том первый

Проблема мусора на нашей планете является одной из ключевых - и при этом вроде как не особо заметной. Лично меня особенно удручает факт существования огромного мусорного пятна в Тихом океане, которое уже по своим масштабам претендует на звание нового континента. И вроде как всех всё устраивает. В мире манги «Gachiakuta» с мусором тоже большие проблемы (побольше даже, чем у нас, но, как говорится, потерпите, всё ещё будет) и от этих проблем местное привилегированное население очень технично избавляется. Есть Небес-ная Твердь, здесь обитают обычные люди, как и везде разделенные на богатых и бедных. Богатые ходят в чистеньких камзолах, бедные живут в трущобах. Но даже эти трущобы не самое дно. Дно - это Бездна, Земная Твердь, территории, которые небожители считают непригодными для жизни, и поэтому скидывают туда все свои отходы. А заодно и преступников, решив тем самым одну из важнейших задач защиты населения от опасных «отбросов». Главного героя манги зовут Рудо, это вспыльчивый и шустрый паренёк из трущоб, у которого есть все шансы прославиться в качестве легендарного и неуловимого мусорного хулигана… хотя он просто шарится по помойкам, находя то, что ещё можно перепродать или как-то использовать. Родителей у паренька нет, живёт он с приёмным отцом Регто, который обучает его жизни и заботится о нём. Жизнь - не сахар, даёт массу поводов для оправданных гневных выпадов в сторону социальной несправедливости, но стечение обстоятельств или чей-то преднамеренный план всё только ухудшают. От мусорного хулигана Рудо проделывает стремительную карьеру до опасного убийцы и летит в Бездну. И это не конец истории.

Так, есть условный мир, в котором ключевую роль играет некая Бездна, место, упорно таящие свои секреты от «верхних» жителей. Где-то это уже было… точно, манга и аниме «Созданный в Бездне». И там тоже создатель использовал, как и к «Gachiakuta», не совсем стандартную графику (но об этом позже). Может быть, в качестве сюжетного зачина авторы «Gachiakuta» Кэй Урана и Хидэёси Андо что-то где-то подглядели, не берусь утверждать. Да и не стоит этого делать, ведь дальше, после «сошествия в Бездну» главного героя, сюжет начинает стремительно развиваться совершенно в ином русле. Приземлившись, Рудо понимает, что попал в место, где жить невозможно. Бесконечные горы мусора и ядовитые миазмы, способные отравить на считанные минуты. Но не настолько мегалитическая помойка необитаема, как это вбивали в голову Рудо всю его жизнь. Первым делом его атакуют мусорные твари и, поскольку эти создания в дальнейшем будут играть немаловажную роль в истории, сразу обозначу моё глубочайшее почтение творцам манги, придумавшим этих существ. Это какая-то мутировавшая языческая хтонь, заставляющая вспомнить выбеленные коровьи черепа на лесных капищах, ко-чующие оттуда бесформенной массой ужаса в страшные сказки и ночные кошмары. Очень впечатляет. Но в Без-дне водятся твари попроще… и поопаснее. Местные обитатели бомжеватого вида во всем соответствуют стереотипам о жителях постапокалиптических пустошей из научной фантастики. Увидев живого «небожителя», они тут же берут его в плен и начинают думать, как его продать - целиком или частями. Дело в том, что небо-жители - что-то вроде местной легенды, живых и целых тут вообще не видели очень давно, оттого и спрос обещает быть великим. К счастью, Рудо слишком часто везёт для парня, прозябающего на помойках, и его спасает один из Уборщиков, тех, кто выезжает на вызовы граждан Бездны и уничтожает мусорных тварей. И тут выясняется, что Бездна не просто смертельно опасная помойка. Да, на горах мусора жить невозможно, респиратор тут быстро становится одним из воплощений визуального стиля манги (что очень удобно для косплееров), но на некотором отдалении оказываются вполне современные и обустроенные города, есть техника и даже бодрые джипы. Всё как у людей. Так почему же небожители не в курсе того, что под ногами у них целая цивилизация?

Во второй половине первого тома русского издания («Комильфо» выбирает привычный нам сдвоенный формат оригинальных томов) сюжет вроде бы идёт проторёнными тропами, рассказывая о главном герое, который, миновав смертельные угрозы и получив вводный информационный минимум ровно в тех объёмах, чтобы поддерживать интригу, попадает в новый коллектив, где его рады видеть стандартные для подобного рода историй мудрые наставники, друзья, типы со странностями и даже одна боевая девчонка с характером. При этом правила этой реальности выглядят интригующими и оригинальными. Я бы даже сказал, в них есть определённый подтекст, философский и социальный. Мусорные твари - не просто хлам, оживлённый радиацией или какими-то помойными излучениями. Бытовой мусор имеет свойство накапливать мысли тех, кто им владел. Понятно, что пакет из-под хлеба вряд ли успеет пропитаться вашими размышлениями и эмоциями за короткое время, но вот одежда, игрушки и прочие личные вещи, принадлежавшие вам годами… хмм, почему бы и нет? Так вот, эти мысли, попав в Бездну вместе с отходами, копятся, трансформируются в некую тёмную энергию, которая уже и оживляет кучи мусора. Мысли об этом чуть-чуть разгоняют паранойю, как-то страшно теперь заглядывать в кладовку, где ненужные вещи хранятся годами. Скорее всего, там уже развитая цивилизация, настроенная в мой адрес крайне негативно. Но в и Уборщики идут не простые люди. Среди них много Дарителей, тех, кто способен наделять жизнью вещи и извлекать из них силу. Вещь может быть самой обычной: палка, зонт, ножницы, да даже перчатки, те самые, которые годами носит Рудо, скрывая свои руки (а у него есть повод их скрывать). Эти прокачанные вещи называются дзинки и это самое верное оружие, чтобы победить мусорных тварей. Но без навыков, опыта, везения и дружеской помощи всё же не обойтись, что Рудо и предстоит выяснять сразу же в своей первой битве против мусорозомби с черепами животных вместо голов.

О необычном визуальном стиле «Gachiakuta» лучше всего скажет одно лишь слово с обложки. Вместо того, чтобы охарактеризовать деятельность Хидэёси словом «графика», тут использовано слово «граффити», и это точно подмечено, приёмы уличного искусства на страницах манги используются часто, тогда, когда нужно добавить экспрессии и подчеркнуть «урбанизм» сцен. Также постоянно используется искажение лиц персонажей. Рудо - очень вспыльчивый парнишка, у него есть масса поводов для эмоциональной нестабильности и чистого, неразбавленного и мотивирующего гнева, поэтому художник регулярно тычет, уж извините, нас в лицо главного героя, которое может выглядеть пугающе-странным из-за мимики и белых провалов утрированно-огромных глаз. Сразу понятно, что проблем у парня много. Но, может быть, попав в ряды Уборщиков и обретя некую цель в жизни (хотя эта цель и звучит как «Уничтожить всех!»), он попробует с этими проблемами справиться?

Стильный и бодрый адреналиновый замес, позволяющий пораскинуть мозгами на разные актуальные темы. Понятно, что отбросы здесь - это не только продукты жизнедеятельности цивилизации, но и люди, выброшенные по разным, порой максимально несправедливым поводам за черту общества. Ждём продолжения и обещанной аниме-премьеры, интересно посмотреть, как всё это будет реализовано в динамике. Первый том от «Комильфо» издан в твёрдом переплёте с суперобложкой, на которой присутствует тиснение лаком и какие-то древние карты, обещающие нам, что у Бездны полно древних и важных тайн. Формат 135х190мм, 384 страницы, тираж 15000 экземпляров.

https://vk.com/komilfobook

Craftum Конструктор сайтов Craftum