Пока маркетологи придумывают максимально брутальный и продающий слоган для шотландского виски…пока на ночном шоссе Элвис Пресли танцует свой коронный танец… пока сеть быстрого питания «Голодный Джо» кормит посетителей бургерами и картошкой… в доме одного из героев этого комикса Николя Пегона откуда ни возьмись появляется рыжий пёс. Вообще ни разу не похожий на гончего. Между нами, тут вообще не будет именно гончих псов. И это не последняя странность комикса. В перечисленных событиях тоже много странного, но не ярко выраженного, а такого, знаете ли, теневого, не бросающего в глаза, но оставляющего ощущение, что ты увидел что-то не то. Например, нуждающееся в смачном слогане виски называется «Конь бледный», и это прямая отсылка к откровениям Иоанна Богослова (реально, кому пришло в голову называть виски в честь монстра из «Апокалипсиса»?). Элвис выглядит максимально нездорово и в финале своего выступления гавкает (но, может он перед смертью выглядел и вёл себя также, образ жизни и дружба с веществами этому наверняка способствовали?). Пожалуй, только бургеры тут выглядят обычно. Хотя, если приглядеться…
Сезар, в доме которого оказалась псина, на странности окружающего мира внимания не обращает. У него, как у любого мужчины, находящегося в эпицентре кризиса среднего возраста (о чём просто-таки вопиют длинные волосы до плеч при наличии нехилой залысины), в достатке более важных проблем. Первая: сын проводит всё время в виртуальной реальности и в гробу видел батю с его вопросами о жизни. Абсолютно чужие люди под одной крышей, просто из разных миров, что может быть грустнее? Только то, что у Сезара есть проблемы со здоровьем, но вереница врачей и череда сложных диагностических процедур никак на это не могут повлиять. Доктора умело ставят диагнозы, но в целом всё сводится к версии фразы «Фигню не лечим!», далее «Само пройдёт!». Единственный человек, с кем Сезар может проводить время – его приятель Алекс, странноватый (любит по пятьсот раз пересказывать свой пропитанный религиозными мотивами сон), конечно, тип. Если что, два этих мужика выглядят и ведут себя так, будто братья Коэны снимают про них кино по сценарию Чарли Кауфмана. Упомянутый в аннотации Чарльз Буковски тоже в качестве ориентира подойдёт. В общем, обычные такие неудачники. Решившие, что собаку надо куда-то деть. Например, вернуть её хозяину. Который, если верить новостям, буквально на днях погиб у себя дома. Несчастный случай. Или убийство. Сезар и Алекс склоняются к последнему варианту, садятся в ушатанную машину и едут разбираться в обстоятельствах, надеясь, что пса приютит кто-то из родственников покойного.
У Николя Пегона хорошо получается развешивать чеховские ружья, правда, для этого придётся перечитать комикс ещё раз, чтобы их обнаружить. Например, у Александра есть пистолет времен вьетнамской войны – как и положено, в финале он выстрелит. Дома у него же висит плакат «дама в ружьём», и в одном из эпизодов их совместного с Сезаром трипа по одноэтажной Америке им повстречается женщина с огнестрельным орудием. Правда, понять то, что это женщина, можно понять только из реплик. А её наличие в комиксе «немного» ломает время действия, лично мне казалось, что упёртые выживальщики копали бункеры в эпоху холодной войны, но на то они и выживальщики, чтобы дотянуть в убежищах до наших дней. А выбежавший прямиком из Апокалипсиса «Конь бледный» будет как бы олицетворять скорое наступление этого самого Апокалипсиса. Настроение упадка и грядущего Финиша витает в воздухе, пропитывающем эти частные домишки, асфальт распиаренных в массовой культуре хайвеев, даже песни самого Короля Элвиса Пресли, которого Алекс, кстати, очень любит и считает Богом. И знаете что? Путешествие этой парочки персонажей действительно обернётся паломничеством, целью которого – пусть и не очевидной, - будет как раз встреча с Богом. Причём для обоих. Но есть нюансы. И эти нюансы, а также некоторые сюжетные ходы и, скажем так, «атмосферные эффекты» позволяют в качестве аналогов припомнить ещё и что-то из фильмов Дэвида Линча.
Можно констатировать, что тут есть элементы детектива. Есть даже подобие расследования и фрагменты с саспиенсом, когда предполагаемый убийца ближе, как никогда, и готов сделать всё, чтобы не быть разоблачённым. Вот только это не кажется в данной истории главным. А что же тогда? Ощущение упадка, заката (в том числе, если прибегать к метафорам, заката жизни), кризиса… но всё это подано с тонкой иронией, граничащей с сарказмом. Снова вспомню Кауфмана, он умеет в своих сценариях иронизировать над такими вот лысеющими мужчинами, внезапно столкнувшимися в своих жизнях с чем-то важным, но при этом непостижимо-абсурдным. В «Голодном псе» даже продолжительная и детальная, словно подменяющая кадры комикса на кадры киноплёнки сцена суицида выглядит иронично. И тут снова стоит вспомнить братьев Коэнов. В визуальном же плане… это, конечно, европейский комикс и всё такое, но, пока я его читал, мне чаще всего вспоминались нарисованные Дэвидом Аха «супергеройские» истории. Определённо, что-то похожее у Пегона наблюдается.
О чём это? При чём тут пёс? Обычный ли это пёс, гончий или посланник Бога, гавкающего на ночном шоссе и призывающего героев навстречу их судьбе? Вопросов будет много. Комикс ориентирован на любителей искать ответы на подобные вопросы, а также на ценителей диалоговых историй, общение персонажей тут прописано хорошо, но не обходится без нецензурной речи. А ещё здесь ёмкие рассуждения о конце света, что в наше непростое время очень, увы, актуально. Автор устами героев транслирует мысль о том, что этот самый конец – для каждого свой. Кто-то ждёт глобального катаклизма и нажатия пресловутой красной кнопки, для кого-то это очень личный процесс, связанный с угасанием тела. В любом случае, это не что-то обставленное библейскими спецэффектами, а нечто прозаическое и необратимое. Но Бог – если он существует, - со всей своей мудростью, обмытой бутылкой хорошего виски, поведает, что конец света, вообще-то, крайне переоценен. Значит, заморачиваться на эту тему не стоит. Хотя не знаю, красная кнопка выглядит всё же круче, чем рухнувший на голову вентилятор. Комикс, на обложке которого золотом вытеснено, что он завоевал премию международного фестиваля в Ангулеме в 2023-м году (забавно, что эмблема фестиваля – котёнок, а комикс про пса), выпущен на русском издательством «Комильфо». Твёрдый переплёт, формат 205х260мм, 200 страниц, на них также расположились благодарности, биография автора и перевод той самой фигурирующей в сюжете песни Элвиса. Много пёселей на форзацах. Тираж 2000 экземпляров.