Всегда было интересно разобраться, как зарождаются городские легенды, превращаясь в крайне живучую форму «информационного вируса», способного распространяться среди людей с бешеной скоростью. Кто-то увидел в ночном переходе скользнувшую тень и сопоставил её с рассказами по ТВ о маньяках? У кого-то впечатались в память услышанные в детстве перед сном сказки, наложившись на суматоху улиц? Кто-то увидел в под-вале свисающий с потолка клок мха или плесени, а дальше сработала схема «У страха глаза велики»? А кто-то просто пересмотрел ужастиков, хотя они чаще всего и основаны на этих самых городских байках, что как бы замыкает круг ужаса, превращая его в змею, пожирающую саму себя. Или не саму себя. Или не змею. Меня лично с детства интересовало, что должно было повлиять на людей, чтобы они придумали историю про гроб на колёсиках или чёрную руку, какое изначальное событие их триггернуло? Увы, в первом томе своих «Городских легенд» Норои Митиру конкретно по этим примерам ответов не даст. Зато убедительно и неоднократно покажет, как формируются другие вирусные страшилки. Чаще всего в их основе - не самые приятные проявления человеческой природы и психики, навязываемые окружающими стандарты и негативные социальные явления. Но так бывает не всегда. Далеко не всегда.
Это манга для тех, кто очень любит японские ужастики и творчество Дзюндзи Ито. Допустим, вам показалось, что на русском выходит мало его книг (это не так), вам не хватает адреналина и хочется ещё чего-то в том же духе. Тогда на помощь приходит Норои Митиру. Да, его рисунок в чём-то то не столь детальный, как у Ито, но страшные истории на грани непредсказуемого сюра и мифологии он умеет придумывать не хуже. И порождения его фантазии так же выплёскиваются на бумагу вызывающими прямо-таки физиологические реакции монстрами, которым прямая дорога в ваши ночные кошмары. А теперь, пожалуй, перейдём к сути. Вопреки всему вышесказанному, первые рассказы сборника, конечно, пугают до жути, но в основе их вполне «человеческие» причины, которые умело мимикрируют под нечто потустороннее. Например, «Женщина с разрезанным ртом» является (спойлер!) историей о гиперопеке и о попытках устроить лучшую жизнь своему ребёнку, чтобы у него были те же блага и возможности, что и у других детей. Но всё равно это рассказ о женщине, которая на вечер-ней улице пристаёт к детям с одним и тем же вопросом. Хорошо показано, как эта самая городская легенда за-рождается, день за днём обрастая деталями, расширяясь в нечто инфернальное, чего боятся не один-два особо впечатлительных человека, а уже весь район трясётся от страха. В «Секретной диете» на первое место выно-сится давление, оказываемое на людей обществом, ставящим в основе всего некие стандарты, в том числе фи-зические. Тема для Азии, кстати, очень актуальная, стоит взглянуть на Южную Корею с её культом красоты. Некая девушка (с точки зрения этого самого общества далеко не красавица) сходит с ума, пытаясь разузнать, почему её знакомые все такие стройные и успешные, а она нет. Далее следует максимально отвратительный (даже по меркам всего, что вы увидите далее) розыгрыш, за которым может последовать весьма неоднозначный вывод: все предрассудки только в вашей голове и вы сами можете их побороть. Наверное.
Проблемы с воспитанием, упущения в общении с ребёнком приводят к появлению проклятой куклы, да ещё и трехногой. Подобные куклы давно уже стали мемом №1 в мире хоррора, но в истории Митиру на саспенсе, ночных звонках и разных деструктивных (для психики персонажей) событиях настаивается идея о сложностях воспитания и восприятия ближних. От «Белой нитки» так и веет ностальгией по школьным посиделкам, когда «на пустом месте» придумывались какие-то мощные проклятия и запреты, которые ни в коем случае нельзя нарушать потому, что «девчонка из параллельного класса так сделала и всё, больше её никто не видел». Если коротко, некоторые девочки могут протыкать уши в домашних условиях, булавкой. О том, чем чревата эта негигиеническая процедура, востребованная, опять-таки, из-за желания соответствовать стандартам красоты - увидите в этом рассказе. Стоит, правда, отметить, что в «Белой нитке» есть элемент и комического, финальная сцена напоминает больше не учебник биологии, а анекдот про блондинку и нитку в голове, которую если разрезать, то уши отвалятся. Следующий элемент саспенса тоже прямиком из школьного фольклора, на сей раз на страницах манги возникает вожделенная многими поколениями вещь - очки, в которых все окружающие видны без одежды. Кажущуюся очевидной тему Митиру раскрывает не сполна, взамен этого превращая её с сюжет о тайном присутствии рядом с нами кого-то. Возможно, даже инопланетян-паразитов. И они очень похожи на монстров из голливудских хорроров восьмидесятых, когда люди не ленились и вместо компьютерной графики создавали реалистичных кукол.
Жуткая женщина с длинными, закрывающими лицо волосами, тащит по земле детское тело, а всех, кого она встречает на пути, начинает преследовать со скоростью 100 км/ч? Удаляющийся из большого города куда-то в тихую провинцию сюжет пугает не только школьников, являющихся его главными героями. При этом мангака помещает в его основу личную драму, вытекающую «всего лишь» из школьного буллинга. Далее: одна девочка жуть как любила выискивать в книжках свидетельства человеческой жестокости, например, фото из фашистских концлагерей. Судьба вознаградила девочку согласно её пожеланиям и преподнесла ей волшебное зеркало. Нет, не то, которое отвечало на вопрос «Я на свете всех милее?», это зеркало позволяло заглянуть в Ад и «насладиться» видом творящегося там вечного кошмара. Поскольку мы все стоим на плечах великих, Митиру тоже решил, что картины Ада давно нарисованы Босхом и не надо ничего менять. Но смотреть на всё это - мало, особенно когда выпадает редкий шанс помочь близкому человеку. «Тварь в подземном переходе» - казалось бы, всё понятно из названия, типичный хоррор про беготню напуганных девушек по тёмным, бесконечным коридорам торгового центра. Так оно и есть, но в итоге все оборачивается конспирологией в духе баек про «Метро-2». И это неожиданно.
Совершенно невозможно представить коллекцию «Городских легенд» без баек о еде. Из чего/кого делают мясо на самом деле, что добавляют в напитки, как глютамат натрия убивает людей? Это, поверьте, ещё цветочки пищевых заговоров. Сначала вы окунётесь с головой в технологию производства суперпопулярной газировки (она странным образом вписывается в текущую повестку дня своим названием, в котором фигурирует одна буква латинского алфавита), затем из истории девочки, маниакально следившей за правильным питанием, узнаете, как пищевые красители влияют на мозг. Или как на него влияет повернутость на ЗОЖ. Было бы смешно, но в конце присутствует трагическое обстоятельство. Завершается всё совсем коротким комиксом в лучших традициях азиатского экстрима. Нас, живших у бабушки в деревне каждое лето, сельским туалетом не испугать, у японцев это до сих пор вызывает экзистенциональный ужас. Или это отражение потаённых фантазий?
Лично для меня Норои Митиру - имя новое в сфере «хоррор-манги» и я, чего уж скрывать, очень рад этому знакомству. Страшно, необычно, местами вызывает холодок, местами - хохоток, нарисовано с полным пониманием того, как должен выглядеть азиатский хоррор и его обитатели, зачастую не похожие вообще ни на что. Формат сборника коротких рассказов для городских легенд подходит идеально. Однозначно рекомендую и жду продолжения. Первый том вышел у «Фабрики комиксов» в твёрдом коленкоровом переплёте с глянцевой суперобложкой. 208 страниц, тираж не указан.