14 авг. 2025

Мнение: Инициал D. Тома 1-3

Крылатая фраза «Какой русский не любит быстрой езды?» в Стране Восходящего Солнца наверняка звучит как «Какой японец не любит дрифт?». Более чем за полвека (в начале шестидесятых годов прошлого столетия мотогонщик Кунимицу Такахаси, вынужденный из-за травмы пересесть на четыре колеса, на одном из чемпионатов удивил всех новаторским способом езды) скольжение на автомобиле по крутым поворотам переписало судьбы множества молодых японцев, которые ещё недавно сбивались в шумные мотобанды (см. «Токийские мстители»), а затем пересели на машины, стали выделывать местами позёрские, но эффектные «выкрутасы», и называться стритрейсерами и дрифтерами. Способствовало этому и развитие японского автопрома, который тогда превратился в объект национальной гордости и подарил несколько культовых моделей, идеальных для дрифта. Те самые JDM (Japanese Domestic Market), выпускавшиеся для внутреннего рынка: Nissan Silvia, Toyota AE86, Mazda RX-7 и Nissan Skyline… для отечественных мальчишек 90-х всё это - манящие названия с вкладышей жвачки «Turbo», ну, а для кого-то эти машины - любовь на всю жизнь.

У токийского дрифта были свои герои. Один из самых известных - Цутия Кейити, простой парень, добившийся успеха исключительно благодаря своим талантам гонщика. Он участвовал в мировых заездах и японских чемпионатах, организовывал первые профессиональные соревнования по дрифту D1 Grand Prix и заслужил прозвище Король Дрифта, но начинал Цутия с гонок по горным серпантинам. Наверняка именно эти дороги сыграли большую роль в популярности дрифта в Японии: страна островная, гористая, прямых трасс, на которых можно выжать из тюнингованной тачки максимум, не так уж и много, а извилистых дорог, на которых мощность двигателя играет мало роли и нужен ещё и опыт, помноженный на талант - с избытком. И покорить их можно с помощью упорства и терпения. Собственно, биография Цутии и легла в основу манги Сюити Сигэно «Initial D», которая обрела огромную популярность не только среди увлечённых гонщиков, она активно популяризировала дрифт во всём мире, обретя статус «культовой» и, что, на мой взгляд, важнее, «вдохновляющей».

Середина 90-х, префектура Гумма, окрестности горы Акины. Вся местная молодёжь с ума сходит по машинам и дрифту, используя горные подъемы и спуски в качестве тренировочной базы. Даже сколачивают местную «группировку» «Akina Speed Stars», правда, тут у ребят больше мечтаний и понтов, чем реальных шансов прославиться в своей префектуре. Но среди этих ребят есть исключение: Такуми Фудзивара ко всей этой гоночной моде индифферентен от слова «совсем». Каждое утро, часов в пять, пока трасса свободна, он берёт у своего отца машину и развозит тофу, в гору и обратно. Машина у отца, кстати, Toyota AE86, культовая дрифтовая АЕшка, которая, однако, уже технически устарела (как считают мажоры на Nissan Skyline G-TR), но, как говорится, катается и ладно. Такуми это не интересно. Вообще не понятно, что ему интересно: в начале манги он ведёт себя так, что ему вполне заслужено прилетает обидное прозвище «Сонная тетеря». Парень «подвисает», думает о чём-то своём, даже не может объяснить, за что он втащил молодому человеку одной своей знакомой девушки по имени Моги. Моги, кстати, оказывает Такуми знаки внимания, зовёт на море и не прочь покататься с ним на машине его отца. Тем временем опытные гонщики замечают на ночной трассе Аешку, которая запросто уделывает всех, кто решит с ней «закуситься». Но никому и в голову не приходит, что за рулём этой тачки, получившей прозвище «призрак», может быть Такуми, вообще не разбирающийся в машинах.

Всё объясняется просто: отец Такуми был в молодости известным гонщиком (лучшим, по его словам, но тут возможно лёгкое бахвальство), и сына незаметно для него самого проучил к профессиональному вождению. А дальше уже включились врождённые таланты. Продемонстрировать которые, благодаря исключительно стечению обстоятельств (потому, что Такуми вообще не собирался садиться за руль кроме как по работе), удалось в настоящем заезде. Гонки, как и остальные «пацанские» увлечения – это больше про самоутверждение и доминирование. Пацанам мало просто гонять и ловить адреналиновые приливы, нужно постоянно доказывать, что ты лучший. Когда в окрестностях Акины появляются братья Рёскэ и Кэйскэ Такахаси, настоящие звёзды уличных гонок из команды «Akagi Red Suns», и предлагают местным «Akina Speed Stars» по-дружески погонять, всем сразу становиться понятно: это Вызов. И, в перспективе для местных гонщиков, унижение на всю префектуру.

Кстати, в качестве антагонистов главного героя братья Такахаси прописаны очень хорошо. Особенно Рёскэ. В отличии от брата, полагающегося на мощь двигателя, Рёскэ делает упор на тренировки, развитие навыков, чуть ли не математический анализ действий «противника» (впрочем, это слово всё же условно, хотя братья уже к началу второго тома называют Такуми своим врагом), максимальную проработку технических деталей. И, самое главное, у него есть Идеалы (тут снова можно вспомнить про «Токийских мстителей», там у главарей банды байкеров тоже этих идеалов было выше крыши), чёткое представление того, ради чего он этими самыми гонками занимается. Интересный персонаж, идеальный кандидат на роль «главного противника». В отличии от гонщиков, которые ради самоутверждения готовы даже на весьма подлые поступки, если это поможет им победить «призрака на АЕшке». А таких кандидатов на победу будет становится всё больше, они потянутся к Акине после того, как по окрестностям разлетится слух о новом, гениальном гонщике, победить которого - теперь для многих дело чести. Даже если кто-то улетит с горной трассы с понятными последствиями.

Собственно, на этом строится сюжет первых томов «Initial D»: Такуми прославился (да так, что все, мягко говоря, обалдели) в первой же гонке и теперь ему бросают вызов всё более сильные стритрейсеры. Это было бы стандартно… но нет. Прежде всего, интересно наблюдать за развитием самого Такуми, его постепенным погружением в «автомобильную субкультуру». В начале мы видим парня, которого вся эта движуха не привлекает. Но вот он пробует рулить уже не только по работе и не только по просьбе друзей, открывает для себя разные марки машин, изучает их характеристики и преимущества, и самое главное, начинает получать эмоции от ночных гонок по серпантину. Его «пофигистический рационализм» сменяется на «А ведь реально круто!», причём происходит это не в самом простом моменте, когда вместо адреналиновой эйфории его начинает накрывать справедливый гнев. И даже злость. А в некоторые моменты может и легкая паника возникнуть. Гонки – дело такое, непредсказуемое.

Также к особенностям манги стоит отнести ретровайбы (понятно, что для Сюити Сигэно сюжет являлся не столь отдалённым прошлым, но годы идут и сейчас уже всё это воспринимается иначе) и атмосферу японской если не глубинки, то уж точно не огромного мегаполиса, а чего-то более тихого, отдалённого. Персонажи здесь буквально оживают на белых листах благодаря грамотно прописанным характерам, они шутят, волнуются, переживают, подкалывают друг друга и даже влюбляются очень жизненно, реалистично. Да и сложно не влюбиться в по-летнему одетых красоток, которые тоже увлекаются гонками и дрифтят у себя на «домашних» горах как богини. Ага, в манге доминирует идея, что уличные заезды – они для всех, не только для пацанов, девчонки запросто могут дать им фору, выбиваясь из категории всего лишь «девок», о которых болтают (но чуть меньше, чем о машинах) пылкие двадцатилетние девственники в автомастерской, хвалясь своими подвигами. Вместе эти перечисленные факторы работают как надо и формируют отличную атмосферу, в которой солнца и моря, как ни парадоксально, не меньше, чем рёва моторов. Хотя, надо отметить, в плане рисунка у действующих лиц тут наблюдается очень близкая схожесть, иногда их даже проблемно различить. Саундтреком для всего этого мог бы стать всё ещё модный retrowave или саундтреки японских «электронщиков» как раз из девяностых.

А вот теперь о самом главном: в биографической справке на обложке манги указано, что Сюити ещё в школе увлекался автомобилями и рисованием. Это заметно во всём. Он явно провёл под капотом огромного количества тачек много времени, разбирал их сам до винтика, собирал, тюнинговал, а потом гонял по улицам. Так что, если машины - ваше Всё, то «Initial D» станет вашей настольной мангой. И даже библией дрифта. Много терминов, описаний приёмов, стилей вождения и т.д. При этом гонки нарисованы с максимальной реалистичностью, умеет Сигэно выжимать максимум драйва из каждого штриха, из каждого кадра. Хочется пристегнуться, даже если просто сидишь в кресле с книжкой в руках. И при всех этих переживаниях спокойное, безэмоциональное (большую часть времени) лицо Такуми кажется отражением чего-то иррационального… как кричат от восторга и паники его приятели, которым посчастливилось прокатиться с Такуми, люди так не могут водить. Это уже какое-то божество гонок воплотилось в тихого и малопримечательного развозчика тофу.

Всё это может привести к неконтролируемому всплеску эмоций, но мудрые представители старшего поколения не забывают научить главному. «Можешь проиграть. Главное - не разбейся». Правда, иногда они это говорят для того, что вызвать противоположную реакцию, такая вот хитрая манипуляция. Если не ошибаюсь, «Initial D» - первая манга на русском на тему автомобильных гонок, так что открываем новый жанр, если вдруг кто ещё не сделал этого. История мотивирующая и драйвовая, вроде всё просто, но наблюдать за столкновениями характеров всё же интереснее, чем за столкновениями машин. Хотя, когда АЕшка главного героя раз за разом чудесным образом уходит в дрифт, почти касаясь спасающего от вылета с трассы ограждения, тут уже накатывают на читателя совсем иные эмоции. Издательство XL Media представило сразу три тома этой знаменитой манги. Все они в твёрдом переплёте, с глянцевой суперобложкой, на которой, помимо аннотаций, можно найти сведения о мангаке и других его работах. На форзацах и нахзацах - «чёткий» автомобильный пиксель-арт. Формат издания 130х200мм, в каждом томе по 450 страниц, есть цветные вставки. Тиражи отпечатаны в Китае.

https://xlm.ru

Craftum Конструктор сайтов Craftum