Комикс, отправляющий читателей в путешествие во времени – причем сразу по нескольким временным отрезкам. Первая остановка, вызывающая острую потребность в произношении фразы «Не-не, это просто соринка в глаз попала»: восьмидесятые-девяностые годы прошлого века, время причёсок в стиле Эльвиры, Повелительницы Тьмы, фансервисных бронелифчиков и сильных героинь вроде Зены. Вторая остановка: тридцатые годы, когда Роберт Говард отправляет в палповые журналы истории о могучих варварах, злых колдунах и древних монстрах, создавая жанр «героического фэнтези». И, наконец, третья остановка – так давно, что даже неизвестно, существовали ли те времена на самом деле. Может быть, от нашей, более-менее известной истории, их отделяет некий Катаклизм, уничтоживший в пыль все упоминания о древних цивилизациях. Может быть, вмешалась магия. Так или иначе, благодаря Говарду и армии его последователей мы не сомневаемся, что в те века происходило много чего интересного. Дикие варвары завоевывали троны. По земле бродили чудовища. Жрецы приносили жертвы кровожадным богам. Всё это многократно задокументировано, отражено в трудах писателей, точно знающих – так было на самом деле. Ну, или могло бы быть. Или очень хочется, чтобы так было… в сложном и простом мире, где всё решалось с помощью меча и магии.
Свидетельства о той суровой и прекрасной эпохе продолжают возникать и в наши дни. Конечно, это не разваливающиеся от времени папирусы, не глиняные таблички и не пожухлые страницы тех самых журналов с чтивом необременительного содержания, но я бы этим артефактам всё равно доверял. Очередной подобный артефакт – комикс «Иса». Имя его автора Харальда Бьёрнсона тесно связано в отечественной комикс-индустрии с попытками создавать классическое фэнтези в том виде, как будто на дворе не третье десятилетие двадцать первого века, а семидесятые годы века прошлого, когда Конан-Варвар дебютировал в комиксах Marvel. Харальд «пурист» в самом хорошем смысле этого слова, он не отходит от канона, приглашает к сотрудничеству художников, способных стилизовать рисунок под графику тех лет. Кто-то, исходя из этого, может заметить, что с таким подходом комиксы Бьёрнсона и Ко – это чисто нишевая вещь строго на любителей и знатоков, но тут я бы возразил: есть в жанре «меча и магии» всё же какая-то магия, привлекающая к историям, которые сейчас совершенно точно тянут на сценарий сериала категории B, множество людей. Может, дело в простоте. Может, в идее о том, что сила решает всё. Подозреваю, что многое зависит от бронелифчиков. И если Конан конкретно в этом вопросе похвастаться ничем не мог, предпочитая щеголять голым торсом, то героиня, с которой Харальд и художник Владислав Писоцкий предлагают нам познакомиться, может кое-что продемонстрировать. Но поверьте, это не самая сильная её сторона.
Итак, Иса. На момент начала комикса – наёмница, искательница приключений на слабо прикрытую часть своего тела, охочая до сокровищ. Обладательница волшебного меча по имени Арх, выкованного древним героем и правителем Йогом-камберийцем. Разумеется, меч Иса умыкнула из гробницы. Чтобы нам не начинать знакомство с героиней с чистого листа, автор быстро набрасывает бэкграунда для убедительности, заодно и описывая реальность придуманного им мира. Тут фигурируют гневные алхимики Кушара, опальные царевичи, двуногий змий Соггот и тот самый Катаклизм. Да, чуть не забыл: действие разворачивается в мире Рул, но пока не ясно, это отдельная планета, иная реальность или просто мегаконтинент на Земле, стёртый временем. Стоит заметить, что архетип Конана Харальд использовал на первых же страницах комикса дважды: воин-правитель, переживший кучу битв – это Йог, наёмник и искатель приключений – это Иса… и это не единственное, что данных персонажей связывает.
Но давайте о сюжете. Поскольку изначально планировалось, что Иса станет героиней серии коротких рассказов в жанре фэнтези, сюжет здесь, скажем так, занимательный, но предельно простой. Уже неоднократно использованный другими авторами. В компании таких же наёмников (вместо лошадей они используют ящеров), мечтающих подороже продать свои услуги, девушка оказывается в пустыне Гхар. Отряд попадает в засаду мерзких орков, спутники Исы стремительно погибают, становясь при этом частью пищевой цепочки своих убийц, сама же героиня попадает в плен. Потому, что орки служат чёрному жрецу Зиму, тот очень любит женщин, а с женщинами в этих пустынных местах напряг. Одурманенные наложницы возносят своего «господина» до небес, удовлетворяют его нехитрые потребности и попутно рожают от него орков. До появления фразы про «блэкджек и дам с низкой социальной ответственностью» оставалось много веков, но Зим явно был одним из тех, кто воспринял эту идею серьезно. К тому же у него есть магическая способность подчинять людей и делать им больно. Попасть на конвейер по воспроизводству мерзких уродцев Исе очень не хочется, но меч отобран, соратники по отряду пали, впереди лишь темница, кандалы и вечные муки. Разумеется, нет. Очень скоро сюжет перерастает в бодрую бойню в тёмных каменных казематах, освещаемых лишь факелами, и скрывающих тайны, весьма печальные.
Понятно, что Иса так или иначе разберётся с чёрным жрецом. Интересно другое: в финале она снова отработает черты характера Конана-Варвара, который на заре своей карьеры наёмника тоже не страдал от сочувствия к окружающим, предпочитая удовлетворять лишь свои потребности. Вроде как, с точки зрения современности, Иса могла бы проявить женскую солидарность и спасти «наложниц» Зимы. Куда там, оставьте это разным Фуриосам и прочим героиням из другого времени. Иса ещё и отберёт у них драгоценности с позиции силы со словами «сами виноваты». Что поделать, суровые времена не располагают к сантиментам, каждый сам за себя. Это дополняет образ героини. Она – не девочка, она - воительница.
В комментариях к наброскам и эскизам сам Харальд признаётся, что выбранный им жанр максимально клишированный. Но это не повод расстраиваться и бросаться что-то менять. Есть клише? Отлично, если они до сих пор исправно работают, то почему бы и нет. Так что «Иса» - это, конечно, набор клише и жанровых условностей. Но это крайне занимательная, атмосферная, аутентичная вещь для ценителей историй о том, что всё можно решить мечом и магией. Тут все составные элементы на что-то похожи и что-то напоминают, но это и здорово. Иногда такой простоты очень не хватает. Сама Иса отрабатывает образ сильной главной героини до эпохи навязанной фем-повестки. Что касается ч/б рисунка, то тут отлично передана стилистика винтажных комиксов про Конана, есть бодрый экшен, интересная работа с пространством кадра, фактурные образы и даже лёгкая обнаженка. Восточная, пустынная атмосфера плюс неубиваемая укладка прически главной героини.
Издательство «Alpaca» явно делает ставку на эту серию (в том, что это серия, сомневаться не стоит, в конце есть анонс продолжения), отсюда и красивое, дорого выглядящее издание. Твёрдый переплёт формата А4, выборочная заливка лаком с двух сторон обложки, арт на переднем форзаце, эскизы персонажей с авторскими ремарками, зарисовки обложек, обязательная карта мира действия. Можно выбрать вариантную обложку. 56 страниц, тираж не указан.