
За этапами создания этой монументальной для российского графического искусства работы художника Максима Кулешова я, как и многие, следил давно. Уже на стадии черновых эскизов и примеров готовых страниц было понятно, что данный вариант былины «Исцеление Ильи Муромца» нельзя будет издать «просто» и «стандартно»: замысел художника оказался крайне требователен к возможностям издателя в частности и всего книгоиздательского бизнеса России в целом. И это не преувеличение, вы сами всё увидите, когда возьмете книгу в руки. Требовательна она, извините за пафос, ещё и к читателю, стряхивая уже привычный цифровой слой с традиционной культуры чтения, когда не смотришь в экран планшета или ридера, а переворачиваешь страницы, ощущаешь пальцами фактуру материала обложки, вдыхаешь запах бумаги. А иначе погружаться конкретно в эту графическую реальность и невозможно, «цифра» убьёт весь замысел и то, как он был воплощен. Книга эта вообще во многом о прошлом, о Традициях. И при этом история русского богатыря, показанная Максимом Кулешовым, оказывается современной и актуальной, затрагивает темы как вечные, так и животрепещущие.

«Исцеление Ильи Муромца» - народная былина, веками передававшаяся из уст в уста, соответственно, имеющая несколько вариантов. В данном издании, например, в конце представлено два т.н. Извода, между которыми есть заметные отличия. В славном городе Муроме, в селе Карачарово, у обычных крестьян был сын Илья, который тридцать лет просидел «сиднем». Кстати, во втором из представленных Изводов изложена версия, что сидел Илья «на седалище», так как не имел ни рук, ни ног, что, согласитесь, ситуацию усугубляло. Но однажды, пока родители Ильи работали в поле, в дом постучались калики перехожие, попросили пустить их. А когда Илья сказал, что не может открыть ворота из-за того, что не «владеет ни руками, ни ногами», странники сказали ему: «Встать и иди!». И он пошел. Поднесли ему калики чарочку питьица медвяного, после которого почувствовал Илья в себе силу невероятную. Получил он наставления найти себе коня богатырского, а также некий свод правил, регламентирующий с кем можно сражаться, а с кем нет, тут были перечислены другие великие богатыри Руси. И действительно, негоже защитникам Родины между собой бороться, надо объединяться перед общими врагами. Далее описывалось удивление пришедших домой родителей и то, как Илья Муромец нашёл и воспитал себе коня верного, попутно помогая отцу по хозяйству. Простая история, но с большим смыслом, об этом чуть позже. Пока же поговорим о главном – о том, как она была воплощена в художественной форме.

Художники к этой былине обращались не раз. Максим Кулешов, создавая свой «графический былинный сказ», ориентировался на великих мастеров прошлого, посвятив свою работу Ивану Билибину и Виктору Васнецову, и как бы принимая у них эстафету русского традиционного искусства. Книга состоит из оригинального текста и рукописного леттеринга, воссоздающего «древнерусский стиль». Странно, конечно, почему во всём мире восхищаются, например, искусством японских каллиграфов, развешивая по стенам нарисованные тушью иероглифы, а наша «вязь» букв как будто бы в тени находится, словно что-то архаичное. А, между тем, тут и гармония, и выверенная геометрия, и сложная ручная работа, требующая концентрации и терпения. И текст, написанный в этой стилистике, является неотъемлемой частью иллюстрации. У Максима вообще рисунок – это виртуозный симбиоз графики (чёрно-белой, максимально детальной, напоминающей гравюру), текста и обрамляющих всё это узоров и «оконцев», в каждом из которых также присутствует изображение, дополняющее центральный образ. Окошки с узорами могут содержать вариации древних изразцов с их природными мотивами, признаки лубочного стиля и элементы православной иконографии, и всё это зачастую представлено в красном цвете, сочетающемся с «настоящим» золотом.

То есть, тут как бы объединены разные мотивы и смыслы, неразрывно связанные с русским народным искусством; да, в реальности наших дней православие и язычество находятся на разных идеологических полюсах и враждуют, но у простого народа, представителем которого является Илья Муромец, нет идеологических преград для того, чтобы в одном духовном и физическом пространстве соседствовали северные узоры с их коньками, всадниками и дивными существами, русские орнаменты с солярными символами, колеса-солнцевороты на сводах изб и лики Спасителя с образами святых на иконах. Всё наше здесь. Также в книге есть несколько разворотов, и в них заключено нечто невероятное. И самый настоящий прото-комикс, когда несколько последовательных кадров вписаны в сусальное золото деревянных изразцов. И сложнейшее полотно, символизирующее единство русских богатырей, защищающих персонифицированную Матушку-Родину. Огромная, нарисованная золотом карта, охватывающая страну от северных морей и уральских гор до шатров азиатских ханов, и над всем этим раскинула руки добрая Мать. И летят белые лебеди в белоснежных облаках. К этой карте калики символично подводят Илью Муромца, говоря ему: вот это всё теперь тебе защищать и хранить, вместе с другими богатырями. Святогором, Самсоном, Микулой, Вольгой и Алёшей. А в другой иллюстрации красные строки былины вписаны в буйное разнотравие поля, по которому носится, играется ещё необузданный, неприрученный конь. И следом чёткий былинный ритм вливается в перезвон церковных куполов, над которыми кружат ангелы, а благословляющие сына на подвиги родители символизируют дом, семью, то, что нужно защищать и без чего невозможно жить. Если приглядеться, то можно заметить, что Максим Кулешов изображает свою ч/б версию «Богатырей» Васнецова, только героев у него не три, а больше. Много больше.

Почему же именно Илья Муромец и почему именно сейчас? Глубокий символизм этой истории однозначно резонирует со временем, со всем тем, что происходит вокруг. Впрочем, как-то так получается, что тема «Пробуждения» на Руси, объединения, обретения ориентиров и следования Высшим Целям актуальна в любой исторический период. До сих пор не очень понятно, почему при столь явных ориентирах нам приходится всё время пытаться «пробуждаться», до этого момента отсиживаясь на седалище по тридцать лет, но это тема сложная, здесь не место её обсуждать. Все мы понимаем, что происходит в стране и в мире, не все, правда, понимают, почему это происходит и куда ведёт. На этом фоне «Исцеление Ильи Муромца» многими патриотическими, правыми силами воспринимается как символ Исцеления всей страны, исцеления её защитников, которые могут идти против врагов под разными символами и даже с разной идеологией: кому-то освещают путь лики святых, кому-то солнце. И никакие споры не исключат, не изгонят этого из нашей общей Истории, общей Традиции, общего искусства. Так что эта книга – она ещё и о Единении. Самом важном, что нам ещё предстоит сделать. Также Максим и издательство «Чёрная сотня» словно бросают вызов современному книгоизданию, в которое всё сильнее проникает ИИ, вытесняя человека не только из оформления, но и даже из написания текста. А тут вместо запросов «нейронке» - реально годы кропотливой работы, проживание каждого кадра, каждого элемента, каждой буквы. Вместо «цифровизации» - настоящее творчество, я бы даже сказал, творческий подвиг. Возвращение к истокам книгопечатанья, когда книга была ценностью, переписываемой и украшаемой от руки. «Исцеление Ильи Муромца» издано в твёрдом тканевом белом переплёте. На передней и задней обложках тиснение золотом, оно же форзаце и нахзаце, материал которых – красная плотная бумага с эффектом soft touch. Формат издания 240*340мм. 40 страниц, две больших разворота. Тираж 2000 экземпляров.