Попаданцы, предназначение, противостояние Света и Тьмы, борьба за власть, магическое оружие и фраза «Ты Избранный!». Пожалуй, именно этот набор клише в свое время отвадил меня от фэнтези, поскольку повторялся в тех или иных вариациях почти в каждой книге, став таким же обязательным атрибутом жанра, как подробные карты на форзацах. Потом, правда, в битву за внимание вступило тёмное фэнтези, активно эксплуатировавшее брутальность и серую мораль, но эта битва была недолгой и не очень удачной. Короче, я потерял интерес к подобным историям и возвращался к этому жанру от случая с случаю. Именно поэтому появление новости о том, что в России выйдет графический роман за авторством Брендона Сандерсона «Избранник тьмы», я только хмыкнул и иронично сказал: «Ага, опять избранник», после чего воображение живо дорисовало мне все вышеперечисленные клишированные элементы жанра. Но знаете что? Несмотря на то, что воображение не ошиблось, и всё это - тема с избранником, попаданцы, борьба за власть, силы Света и Тьмы, предназначение – здесь присутствует, нужно признаться в том, что мне этот комикс… понравился. Он хорош в качестве достойного образца как классического фэнтези, так и его современных вариаций, приправленных той самой серой моралью, которая чуть приглушает свет и слегка обеляет тьму, делая их не такими однозначными. На стороне Света, среди людей в белом, можно встретить манипуляторов и лжецов. Среди представителей тьмы, которые в массе своей и не люди вовсе, несложно обнаружить хороших «созданий», как минимум, таких же, как и все остальные обычные люди. И уже становится не так ясно, за какую же из сторон стоит бороться и поднимать магическое оружие. Но давайте по порядку.
Главного героя зовут Пол Танасин, это обычный семнадцатилетний парень, живущий в американском мегаполисе. Сын напористой адвокатессы, которая как раз берётся за странное дело, способное оказать сильное влияние на её деловую репутацию. Пол, как и многие молодые люди в наше время, посещает психолога, и у него – в отличии от большинства ровесников, придумавших себе моду на психические недомогания – действительно есть ментальные проблемы. Во-первых, он всё время видит призрака своей сестры и общается с ним/с ней. Отрицая при этом, что у него вообще была когда-то сестра. Во-вторых, у Пола бывают регулярные галлюцинации, во время которых он наблюдает не самую благоприятную местность, где идёт вечная война; а во время этих видений на парня накатывает агрессия и возникает желание взять в руки меч и положить как можно большее количество врагов. Тревожные симптомы, вот и его лечащий врач так считает, предлагая, впрочем, лишь увеличивать дозу лекарств. Но однажды за Полом явится рыцарь в доспехах (вполне реальный, не галлюцинация), на коне и с мечом, и с криком «Каждый, кто служит тьме, должен умереть!» попытается юного Танасина убить.
После этого события, имевшего для одного из участников печальный исход, Пол переносится в другой мир, называемый Миранд. Мир этот разделён на две половины, одна из них называется Королевство Света, другая – Очернённые земли. Очень удобные названия, сразу понятна дислокация и расстановка сил. Естественно, Пол оказывается на самой что ни на есть тёмной территории, где встречает друллов, местных обитателей, и принцессу Феотору со светлой стороны, которая рассказывает, что раз в поколение появляется Избранник Судьбы, смелый, чистый и благородный рыцарь, который всегда уничтожает Избранника Тьмы, жестокое порождение очернённых земель. «Светлые» ждут нового витка это битвы буквально со дня на день, у них даже есть кандидат на должность спасителя, юноша по имени Крайсис, ученик белого чародея Иллариона, имеющего огромное влияние на принятие решений светлым королем. Правда, Феотора считает, что сама могла бы стать Избранником Судьбы, и это зерно уверенности, посеянное рядом с зерном сомнений, в результате даст ожидаемые плоды, способные сделать развитие этой истории непредсказуемым. Впрочем, о чём это я? В Миранде каждый знает, что всё в этой реальности предопределено и идёт по чётко намеченному плану. Он тут называется Повествование (да, кажется, что это библиофил шутит, устраивая с читателем метаигры с перспективой поломать четвёртую стену и показать героев, уверенных, что они персонажи чьей-то книг), и это что-то типа Судьбы или Божьей воли. Главное, что Повествование нельзя изменить, всё будет так, как написано. Крайсис должен стать Избранником Судьбы и победить Избранника Тьмы. В очередной раз.
У матери Пола прямо в зале суда разворачивается не менее интересная история. Она исполняет волю маньяка, который готов всячески сотрудничать с судом и берёт на себя всё, что угодно, лишь бы его приговорили к смертной казни. Это его условие для соглашения между адвокатом и судьей. Дело в том, что преступник – не из нашего мира, он из Миранда, с тёмной стороны. А особенность её обитателей в том, что они мечтают умереть. У них даже один из законов войны гласит «Чем больше погибнет – тем лучше». Это концепция появляется в самом начале комикса и даёт понять, что авторы решительно наступают на территорию тёмного фэнтези. И это концепция хорошо влияет на атмосферу… если не задумываться над ней. Если друллы так помешаны на смерти, что мешает им устраивать междуусобные войны каждый день с целью перебить друга? Если они так озабочены уходом из жизни (у них она и правда не располагает к счастью и долголетию), что мешает им убивать друг друга ещё при рождении? И зачем вообще они размножаются? В общем, если эту тему не обдумывать, она отлично вписывается в концепцию тёмного жанра. Если обдумывать, то вопросов окажется больше, чем ответов.
Повествование гласит, что Пол – новый Избранник Тьмы; нельзя перечить предначертанному, самое время надевать чёрные доспехи, перешедшие от предыдущего Тёмного Властелина, и начинать вести себя соответственно, отправляя орды воинов на убой и принося в жертву близких. В стане светлых всё не так просто, и борьба за звание Избранника Судьбы приводит в борьбе за власть в её классическом исполнении, когда всё можно решить без магии, старым-добрым кинжалом. Так, один персонаж, казавшийся положительным, хоть и слишком идеалистичным, тоже переходит на тёмную сторону, фигурально выражаясь, оставаясь при этом героем в сияющих доспехах. Но в подобных историях всё самое интересное начинается, когда Судьба, Воля Бога, пророчество и то самое Повествование даёт сбой и великий замысел лопается по швам, ломается и рассыпается на хаотичные мельтешения человеческих судеб внутри Великого Замысла. Происходит это и здесь, подводя к эпичному финалу, из которого Сандерсон выжимает по максимуму экшена и твистов, вроде как завершая арку персонажа, но, в то же время, оставляя массу поводов для сиквела. Которого никогда не было. И не факт, что будет, автора затянули другие проекты, а взявшиеся за сценарий по сюжету Брендона Джексон Лэнзинг и Коллин Келли сами продолжать не стали. Так что можете воспринимать «Избранника Тьмы» как завершенную историю. Но с «чуточку» приоткрытым финалом с незавершенными арками большинства действующих лиц.
Помимо уже не раз упомянутых каноничных элементов истории, комикс фиксируется на теме выбора, возможности самому принимать решение и идти своим путём. Самоопределение и поиски своего «Я» - темы вечные, широко представленные в массовой культуре, особенно в наше время. Создатели комикса делают на них чёткий акцент, доминирующий над остальными смыслами. Подобные элементы нередко идут на благо историям, особенно если они хорошо раскрыты, без назойливого навязывания. В этом смысле комикс кажется удачным. Также он понравился мне тем – и сейчас будут сугубо субъективные замечания, - что в нём, несмотря на то, что действие происходит в наши дни (на что намекают хотя бы смартфоны), чувствуется настроение ретро, какой-то приятный олдскул. Может быть, это «зашито» в сюжете, может быть, рисунок Нэйтана Гудена хранит намеки на стилистику восьмидесятых-девяностых. Так или иначе, не могу удержать себя от мысли, что из этого мог бы получится отличный фильм, который я бы с удовольствием посмотрел в детстве на «видике», разинув рот от батальных сцен и иномирного антуража, выраженного в багровых небесах, мутантской анатомии друллов и их боевых ящериц. Не знаю точно, с чем это связано, но примерно с таким же чувством я первый раз в жизни смотрел «Новую Надежду» Лукасовских «Звёздных Войн». А что, ящеры есть, странные создания, клан могущественных рыцарей и волшебные мечи. Просто ещё одна разновидность фэнтези.
К элементам жанра стоит добавить ещё «магический реализм», возникающий тогда, когда действие происходит в нашей реальности. Теперь картина получается полной. Почти. Остальные элементы можете попробовать отыскать сами. Комикс нарисован хорошо, сюжет бодрый, без провисаний. Между главами представлены короткие и бессловесные интерлюдии, призванные подчеркнуть, что у Миранда долгая история, вся построенная на противостоянии Света и Тьмы. Получше узнать Миранд вы сможете с помощью карты, куда уж без неё. В разделе с бонусами можно обнаружить пару альтернативных обложек. Твёрдый переплёт, формат 170х260мм, 224 страницы, тираж 3000 экземпляров.