Логично было бы подождать и выложить обзор на эту мангу 29-го мая. Потому, что именно в этот день случилось основополагающее для всего сюжета Кэйты Сугахары событие. Но ждать не хочется, наоборот, тянет рассказать вам побыстрее о том, что произошло и происходит на страницах этой манги. После двух вышедших на русском языке томов лично мне кажется, что этой истории не хватает совсем немного хайпа – например, отлично зашло бы аниме, ранобэ или сериал, снятый за пределами Японии для какой-нибудь онлайн-платформы, - для обретения культового статуса, такого, чтобы многочисленные фанаты устраивали ежегодные тусовки именно 29-го мая и дожидались 10 часов 12 минут. Ну, а почему бы и нет? Судите сами: центральное, весьма неординарное событие, задающее тон всему действу – есть; различные персонажи, чьи поступки и мотивы не всегда предсказуемы – в наличии; центральная сюжетная нить – есть; череда «вот это поворотов», совсем как в любом уважающем себя сериале – присутствуют. Но давайте разберём эту многообещающую мангу по порядку.
Итак, 29-го мая в 10 часов 12 минут земля перевернулась. Точнее, что-то случилось с гравитацией и небо теперь оказалось внизу. Для людей и предметов, которые незамедлительно полетели «вниз» туда, где раньше были облака. Куда они там приземляются? Вопрос для отдельного обсуждения, вероятно, их уносит в космос, в двух томах мангака на эту тему не задумывается, есть дела поважнее. Вскоре выясняется, что эта катастрофа распространилась только на три городских квартала, на остальной Земле всё осталось как было. Выживших это, конечно, не особо утешает, зато даёт надежду. Льются слёзы по погибших родным и друзьям. Трещат здания, грозясь рухнуть в любой момент и забрать с собой новые жертвы. Чьи-то пальцы судорожно цепляются за любую поверхность в надежде удержаться. Казалось бы, такая необъяснимая трагедия должна мобилизовать общество, пробудить в людях их лучшие стороны, все должны спасать друг друга, как это часто показывают в фильмах-катастрофах. Может быть. Но – потом. В первые же часы и минуты люди – на адреналине, стрессе или под гнётом обстоятельств – открываются с не самых приятных и знакомых сторон. И смерть собирает свою жатву уже отнюдь не по причине этого эпохального события.
Сначала Сугахара выстраивает ряд коротких историй, каждая из которых кажется завершенной. Эти сюжеты из враз перевернувшейся жизни соседей по району (многие из них даже были знакомы друг с другом) всегда в итоге оборачиваются напряженным, заряженным саспенсом (и зачастую чувством клаустрофобии, все же японские квартиры даже в перевёрнутом виде способны давить своими небольшими и кажущимися стерильными габаритами) триллером, предсказать развитие которого можно, но сложно. Например, в одной из квартир сидит затворником бывший звёздный игрок в бейсбол, который «слил» важнейший матч из-за девушки (как ему кажется). И вдруг эта девушка, оказывается, живёт в доме напротив и отчаянно нуждается в помощи. Помочь ей может сила волшебной подачи, нужно только хорошенько кинуть мяч, для этого преодолев внутренние комплексы. Надо сказать, в начале манге по инерции ещё задаёшь себе вопрос: «А как бы я поступил на месте персонажа?», отвечаешь на него правильно и ждёшь, что герой поступит точно также. Но это схема быстро рушится. Герои ведут себя так, что за ними наблюдаешь со страхом, но и с интересом, терзаясь теперь уже вопросом: «А что будет дальше?».
Дальше сумасшедшая старуха-соседка возьмёт в заложники целую семью. Докучливая мама будет спасать свою дочь не только от «перевёрнутого мира», но и от отношений, в которые девушка верила безоговорочно, как в свой последний шанс на счастье. Нанятый мафией киллер выяснит, что на самом деле он хороший парень и что помогать людям в образе «супергероя» у него получается лучше. Двое мужчин, приходящихся друг другу зятем и тестем, ищут своих пропавших жён, не подозревая, что буквально через пару часов станут участниками хоррора в стиле Дзюндзи Ито. Каждый раз сюжет будет заканчиваться или кровавым пятном, или выстрелом, или ударом по голове. Особого внимания стоит история айдола, певички из популярного девичьего трио. Во-первых, эта сюжетная линия скоро вольётся в основной сюжет (об этом чуть позже), во-вторых, в очередной раз поможет увидеть, что с этими айдолами точно что-то не так. И с их поклонниками особенно. Ну не могут так люди реагировать на то, что их кумир – обычный человек из плоти и крови, у него тоже может быть личная жизнь. Нет, надо устраивать смертельную ловушку и ставить очаровательную Махорин перед выбором в маниакальной викторине. Но не спешите видеть в девушке «бедняжку в опасности». Она предстаёт той самой дикой картой, которая вторгается в мангу и начинает влиять на неё на разных уровнях, то вылезая из чьей-то памяти, то манипулируя чужими поступками в своих интересах.
Об основном сюжете: катастрофа застаёт в школе целый класс старшеклассников. Проводив взглядами и криками отчаяния тех, кому не повезло, оставшиеся начинают думать, что им делать. По правилам повествования, у некоторых из них есть серьезные поводы выбираться в «нормальный» город. У других есть причины несколько подсократить количество выживших. Но в целом ребята ведут себя правильно, среди них выделяются лидеры, которые помогают побороть страхи, придумывают план спасения и начинают его успешно реализовывать. Попутно в сюжете стартуют те самые клиффхэнгэры, заставляющие быстро переворачивать страницы: оказывается, перебраться из «перевёрнутой» зоны в «нормальную» совсем не просто. И есть подозрения, что кто-то из ребят знает, почему это всё случилось. А кто-то держит взаперти внутри себя неприятные тайны прошлого, также способные повлиять на события настоящего.
Когда всё это сложится вместе, получится хороший микс жанров, которые тоже, в полном соответствии с сюжетом, будут перевёрнуты с ног на голову. И так даже лучше. По итогу после двух томов манги могу сказать вот что: интересно, напряжённо, драматично. Есть шанс, что некоторые ходы и развязки постараются пробить вашу ментальную защиту. Если вы проводите время в поисках нестандартного триллера с фантастической составляющей и сериальными твистами, то «Катастрофа по соседству» то, что вам нужно. Главное, чтобы в дальнейшем автор не начал играть на понижение, не довольствовался банальной развязкой и продолжил доказывать читателям что Бездна – она не над головой и не под ногами, она внутри и упасть в неё очень легко. Рисунок в меру реалистичный, действия и эмоции изображены неплохо, масштаб катастрофы передан ровно в той степени, чтобы вызывать лёгкую боязнь высоты. Манга издаётся «Фабрикой комиксов», здесь мягкий переплёт с глянцевой суперобложкой. В первом томе 208 страниц, во втором 192. Тиражи не указаны.