20 сент. 2025

Мнение: Катастрофа по соседству. Третий том

29 мая .....-го года в 10:27 в трёх районах японского мегаполиса что-то случилось с гравитацией и мир перевернулся вверх тормашками. Фраза «С тобой я словно улетаю в небо!» звучит романтично, но в данной ситуации всё выглядит очень печально. Многие погибли в первые же минуты. До кого-то смерть добралась после, отыскав свои жертвы в урбанистических капканах, расставленных судьбой и обстоятельствами. Обычно происшествия такого масштаба принято освещать с обязательными нотками трагизма, но при этом рассказывая о том, как люди бросились помогать друг другу, как спасатели, рискуя жизнями, пробирались к пострадавшим, и как всё это сплотило общество вокруг большой, но всё же не фатальной беды, которую можно пережить, если объединить усилия. Но мангака Кэйта Сурахара смотрит на эту ситуацию с иной стороны. Катастрофа пробуждает в людях всё самое тёмное, словно нашёптывая в ухо: «Ты так давно этого хотел. Давай, вот шанс, всё можно будет списать на творящийся вокруг бардак!». Ревность, зависть, страх и дремавшие инстинкты убийцы лезут на волю. Кто-то оправдывает себя тем, что «мы всё равно умрём, напоследок можно!», а кто-то просто сеет хаос по беспределу. Но никому нельзя доверять. Хотя… Не всё же так плохо с людьми, верно?

Есть такая игра, «Пол - это лава!». В данном случае вместо пола фигурирует небо и начать игру заново, если что-то пошло не так, будет нельзя. Люди угодили в макро и микро ловушки. В первом случае это открытое пространство, утыканное «перевернутыми» зданиями и засасывающее в свою небесную глубь. Во втором - маленькие квартирки плотной японской застройки, где можно попробовать спрятаться и даже найти помощь, но всегда есть шанс войти не в ту дверь. В начале третьего, финального тома своей серии мангака продолжает нагонять саспенс, показывая, насколько плохо мы знаем своих соседей. Милые люди, которые приютят, согреют и напоют вас чаем, могут оказаться теми, к кем вы будете бороться на краю голубой пропасти, пытаясь спасти близкого вам человека. Затем Сугахара возвращается к главной сюжетной линии своей истории, к злоключениям японских школьников, ряды которых быстро редеют, но сами они оказываются максимально близки к разгадке того, что и почему приключилось с миром вокруг. Финал предыдущего тома подвесил мощную интригу, когда из телефонной переписки выяснилось, что кто-то точно знает, почему мир перевернулся. С помощью переключения фокуса внимания с одного персонажа на другого, а также благодаря флэшбэкам Кэйта выстраивает психологические типажи героев и схемы их взаимоотношений, добавляя истории убедительности и предлагая читателям выбирать, за кого им переживать. Есть хорошие ребята, претендующие на роль лидера. Есть девочки, оплакивающие друзей. Есть те, кто тяготится своей ответственностью за произошедшее. А есть Махорин, девочка-айдол, примкнувшая к школьникам и ставшая для парней предметом обожания. Чем Махорин охотно и пользуется, вертя поклонниками как ей вздумается. Но если бы только это… В такой истории для полноты и остроты картины всегда должен быть неуравновешенный маньяк, затесавшийся в группу нормальных людей и сеющий хаос. Эту роль и берёт на себя Махорин, олицетворение обратной стороны азиатского культа айдолов, девочка с пугающей улыбкой, которая всегда как будто находится на сцене и купается во внимании окружающих. Легко и без раздумий этих самых окружающих убивая. Девочка-убийца - распространённый архетип массовой культуры, таких персонажей много, но Махорин среди них чувствует себя максимально уверено. А, если что, легко расчистит дорогу к пьедесталу почёта.

Главный вопрос манги - что произошло, почему и можно ли всё исправить? Или, если смотреть с точки зрения обычного читателя, любящего фантастические триллеры подобного рода - сможет ли автор придумать убедительную причину, которая в итоге не разочарует, а вызовет «Вау-эффект»? Ведь все же с этим сталкивались, когда нам преподносят в фильме или сериале невероятный сюжетный ход, муссируют его долгое время, а потом выдают в финале какую-то банальщину из серии «Само так получилось» или «Это приснилось главному герою»? Объяснение «Катастрофы» получилось странным, одновременно и разочаровывает, и нет. Оно, скажем так, чисто азиатское и в этом смысле даже вполне себе логичное, если принять во внимание любовь (выросшую на плодотворной почве фольклора) японской аудитории к темноволосым девочкам и их проклятьям. Но тут гораздо интереснее, как автор накидывает финальных твистов и столь часто обыгрывает «спасение в самый последний момент», что это уже начинает казаться пародией, понижающей градус саспенса.

И вот ещё что нужно обязательно сказать об этой манге: да, в начале я писал о том, что здесь из людей лезет всякая чернота, пробуждается худшее. Но на самом деле нет. В итоге всё равно нам преподносится история о дружбе, о любви, о принятии чувства собственной вины и о самопожертвовании. И пока это существует, мир не перевернётся. Ну, разве только некоторые его районы, где орудует ножом кавайная маньячка с милым, но безэмоциональным личиком. Серия небольшая, легко уместилась в три тома с максимально компактным и плотным содержанием, такой вот мини-сериал, который вы легко одолеете за вечер. Это очень хороший, добротный триллер с занятной изначальной идеей и её развитием. Все три тома выпущены «Фабрикой комиксов», здесь стандартный мягкий переплёт с глянцевой суперобложкой. В финальном томе 192 страницы, тираж не указан.

https://comics-factory.ru

Craftum Конструктор сайтов Craftum