«Незадолго до начала описываемых событий между коалицией Запада во главе с США и тройственным союзом Востока (Китай, Индия, Россия) разразилась война, в которой каждая из сторон считала себя победителем». Удивительно, как некоторые придуманные достаточно давно истории вписываются в актуальную мировую повестку, да так, что читаешь их и думаешь: «Хоть бы не спойлер!». Приведённые строки взяты из аннотации к комиксу Александра Ерёмина «Хакер», который изначально выходил на французском языке более двадцати лет назад, а теперь получил новое переиздание на русском силами самого автора. Ерёмин - признанный мэтр, «наш человек» в мире европейских комиксов, мастер фантастического боевика. «Хакер» - убойный экшен про будущее, которое всё ближе и ближе. Вопрос только в том, хотим ли мы все наступления этого будущего? Или от нас, простых граждан, уже ничего не зависит?
Действие комикс-трилогии разворачивается в 2049-м году во Франции, где удалось победить энергетический кризис благодаря русскому учёному Павлову, придумавшему «Башни», гигантские генераторы нового типа, вырабатывающие неиссякаемую энергию. В Башнях расположились футуристические города, ставшие домом для миллионов людей. Несмотря на то, что, казалось бы, «русские опять всех спасли», доверия к ним как не было, так и нет, политика по-прежнему дело тонкое и грязное, особенно когда интересы властей и мегакорпораций теснейшим образом переплетаются, это так же однозначно, как и то, что Солнце восходит по утрам. И так же незыблемо, как и то, что главной валютой в этой ситуации будут передовые технологии и информация. Следовательно, самыми востребованными специалистами на рынке теневых услуг продолжат оставаться хакеры.
Вэнсан Гажан, он же Винс - один из лучших хакеров. Берётся за самые сложные задачи, в виртуальном мире чувствует себя как рыба в воде, да и реальной жизни демонстрирует навыки, выдающие в нём профи, прошедшего специальную подготовку. Вопрос только в том, зачем такая подготовка человеку, образ которого, так уж сложилось, не предполагает особых физических данных и талантов Итана Ханта из «Миссия: Невыполнима»? Забегая вперёд, скажу, что Винс довольно типичный протагонист Ерёмина, он, наравне с «Максимом» из другого знаменитого комикса Александра, вобрал в себя характерные черты, свойственные героям культовых боевиков девяностых. Выживать в любой ситуации, палить из всех видов оружия, выходить живым из любой западни, уходить от погонь - со всем этим Винс справляется легко. Ещё он мастер боевых единоборств, но это и понятно, в одной из его квартир на стене висит плакат с размахивающим ногами и руками Чаном Ли, собирательным образом мальчишеских кумиров эпохи VHS.
Винс уже три года встречается с Беа, девушкой из богатой и влиятельной семьи, выбравшей, однако, обычного парня, по версии её близких, простолюдина. Беа - рыжая красотка, классическая «девушка в беде и в трусах» и королева фирменного Ерёминского фансервиса. Большую часть комикса она носит минимум одежды, а то и вовсе по воле судьбы обходится без неё, плюс Александр опытной рукой художника выдаёт максимально интересные ракурсы с её участием. Кого-то этот приём, характерный для эстетики взрослых «Bande Dessinee», возмутит (эксплуатация женского тела и всё такое), но, как говорится, моему взору не оскорбительно. Вернёмся к сюжету. Однажды Винс выполняет сложное задание, но, по классике, всё идёт немного не так. И под информационный, окружающий со всех сторон гул, предвещающий появление передовых имплантов, которые будут вживляться всем гражданам в мозг, обеспечивая быстрый выход в виртуальную реальность, Винсу и Беа приходится убегать под выстрелами. Раз уж заговорили про виртуальную реальность, стоит заметить, что Александр изображает её в виде различных локаций из игровых симуляторов и онлайновых RPG. В одном случае скучающий админ корпорации предложит пытающемуся взломать систему хакеру дуэль на истребителях времен Первой Мировой, в другом варианте действие перенесётся в фэнтезийный мир с эльфами и феечками. А иногда вирт представлен в абстрактном виде, как загрузочный интерфейс или хранилище данных, разложенных по ящичкам и полочкам.
Говорим «хакер» - подразумеваем «киберпанк», это нерушимо связанные друг с другом понятия. Действительно, первый том комикса Ерёмина уже содержит в себе все необходимые черты жанра: жонглирование компьютерными терминами, доминирование информации в качестве основного источника власти, транснациональные компании, большая политика, импланты, и всё это в оболочке бодрого боевика, когда кадры прошиваются трассирующими пулями со всех сторон и регулярно окрашиваются красным, задавая высокий уровень брутальности. Но по мере своего развития сюжет активно прирастает новыми деталями, захватывая элементы биопанка, биохакинга, экологической повестки (местами граничащей с манифестами экорадикализма), над которыми доминируют в итоге футуристические прогнозы о будущем человечества и вечные рассуждения о свободе воли и личности в условиях «тоталитарной цифровизации во благо». Конечно, это слишком неоднозначные темы, ломающие над ними головы социологи, психологи и политологи до сих пор не могут прийти к общему знаменателю, который бы уровнял чашу весов между «хорошо» и «плохо», поэтому и люди, вписывающиеся в отстаивание этих прав и свобод, могут запросто оказаться террористами, это смотря с какой точки зрения смотреть.
Ерёмин умеет создавать экшен. Все бегают, всё взрывается на постоянной основе. Также он неплохо развивает сюжет за счёт твистов, но, надо заметить, твисты эти порой кажутся стандартными для «развлекательного боевика». Герои могут запросто оказаться не теми, кем они представлялись до этого (хотя вот прямо первые страницы комикса если не откровенно спойлерят, то намекают на то, что Винс и его друг Еджи совсем не так просты, как это может показаться), у персонажей есть прошлое, скрытое от них самих, злодей не то, чтобы превращается в героя, но всё более чем неоднозначно, убийство можно разыграть, чтобы скрыться от публичного внимания, правительства продажны и т.д. Что мне реально понравилось, так это сюжетная линия с имплантами и их использованием, она активно двигает сюжет и оставляет после себя вопросы об уровне безопасности и конфиденциальности в цифровой век. Также в комиксе есть тема, неслабо раздувающая огонёк паранойи - что там попадает в наши тела с генетически модифицированной пищей?
К третьему тому становится понятно, что главный герой здесь - профессор Павлов, он буквально центр и двигатель этого мира. Не просто изобретатель, зашедший на территории, которые официальная наука презирает, а ещё и философ, рассуждающий о развитии цивилизации в неожиданном ключе. Кто-то наверняка скажет, что в этом образе Александр предугадал Илона Маска, кто-то обратит внимание, что в некоторых местах киберпанк-идеи Павлова не могут обойтись без базиса в виде «Матрицы». Это ещё и тот персонаж, через которого с читателями говорит сам Ерёмин, недаром он наделил Павлова чертами своей внешности. Получается, что в финальном акте комикса Винс выступает в роли вершителя судеб мира, вступая в конфликт с самим Создателем? И от его выбора действительно зависит существование реальности? Знаете, как и в любой сложной, многоуровневой истории, пусть и активно маскирующейся под боевик с фансервисом, в «Хакере» допустимы разные трактовки происходящего и всей концепции в целом. Вы даже можете прочитать комикс, составить о нём примерно такое же мнение, как и я, разобраться с жанрами и решить, что всё в нём поняли - а потом в послесловии сам Ерёмин на фоне цитат Эйнштейна и Мигдала с воодушевлением расскажет о корпускулярно-волновой теории, об изначальной версии таблицы Менделеева, где на первом месте был эфир, и сделает вывод о том, что Вселенная нематериальна, и именно эта мысль и вдохновила его на создание комикса. После чем вам нужно будет попробовать взглянуть на «Хакера» под другим углом. Это что касается самой идеи и истории. Что касается рисунка, то, помимо уже не раз упомянутого экшена, Александр отлично рисует просторные интерьеры, выдавая объёмные урбанистические пейзажи, а обилие бытовых деталей делает их более жизнеспособными в глазах читателя. При этом колористика у художника яркая, насыщенная, воздушная, он точно не из тех, кто готов мазать будущее тёмными красками. Несмотря ни на что, что в этой реальности даже хочется побывать.
В 2016-м «Хакер» уже выходил на русском, в формате тпб, та версия в некоторых моментах отличалась от французского оригинала. Юбилейное издание вышло в 2022-м году в твёрдом переплёте формата А4 и включает в себя полную версию «1.1». Также в издание вошло послесловие и несколько страниц с эскизами и артами, но они, насколько я помню, были и в предыдущей версии. 168 страниц, тираж не указан. Можно ли назвать «Хакера» культовым или легендарным комиксом, есть ли у него выслуга лет? Я думаю, вполне. А, если вернуться к самым первым строкам статьи, то он ещё и крайне актуален (к чему бы это в итоге не привело).