Надо признаться, я очень люблю творчество художницы из Гонг-Конга Чэн Су-Линь, более известной под псевдонимом Little Thunder. У неё получается соединять подростковую трогательность и романтизм мегаполиса со сновиденческими образами, и всё просто-таки растворяется в водопаде ярких цветов и оттенков. Очень красиво и оригинально. Но то, что она ещё и комиксы рисует, я узнал только благодаря издательству «Комильфо», когда был анонсирован выход на русском языке первого тома «Килуи». В этой истории Чэн знакомит нас с Ланьюэ, обычной школьницей в большущих очках. Девушка только несколько дней назад перевелась в новый класс и теперь с весьма посредственными результатами пытается завязать дружбу с одноклассниками. Попутно переживая по этому поводу, терзая себя типичными подростковыми вопросами. «Почему я вечно навязываюсь людям?». «Почему я вечно вру?». И так далее. На дворе, кстати, не наши дни, а самое начало нулевых, то есть школьники ещё не торчат в смартфонах, слушают пост-рок и «Siouxsie and the Banshees», после (или вместо) школы тусят в музыкальных магазинчиках и покупают компакт-диски. А ещё люди пересылают друг другу распечатанные на бумаге фотографии по обычной, не электронной почте. Утираю слезу ностальгии и мечтаю вернуться в то время. Музыка, кстати, занимает особое место в комиксе. Её обсуждают. Её слушают. Её даже визуализируют. А ещё используют для путешествий между мирами.
Так ни в коем случае нельзя говорить, но Ланьюэ – заурядный человек. Людей она не особенно привлекает. Талантов актрисы не демонстрирует, из-за чего главная роль в школьной постановке уходит другой, «более одарённой», а Ланьюэ достаётся роль куска мяса (буквально). Родители о ней, как это не печально, такого же мнения, смотрят только на так себе оценки. А вооооот её младшая сестра – совсем другое дело; популярна, умна, живёт за границей и делает карьеру. Когда Ланьюэ говорит отцу и матери, что тоже хотела бы учиться за рубежом, ей резонно отвечают, что это дорого, а ты вообще не поступила на бюджет и где взять столько денег, мы и так пашем из последних сил. Достаточно представить себя на месте главной героини, чтобы осознать, что положительные эмоции она испытывает очень редко, в основном пребывая где-то на границе меланхолии в попытках подавить проблемы и выбраться из подростковой неудовлетворённости самой собой. Но, опять же, это довольно заурядная ситуация. Которая меняется, когда Ланьюэ включает новый альбом новомодной группы. Пока музыка разливается из колонок разноцветными волнами и опутывает девушку, странное существо с обложки компакта оживает и решает поселиться прямо здесь, в её комнате. Благо, что его видит только Лань. С этого момента начинает казаться, что комикс двинется в сторону работ Хаяо Миядзаки, очень уж схожее сказочное настроение.
Однажды в какой-то умной книге из школьной библиотеки я прочитал, что подавляющему большинству людей сняться чёрно-белые сны, а цветные сновидения видят только шизофреники и прочие люди с ментальными особенностями. Меня это тогда сильно удивило, потому что все мои сны и сны моих знакомых, судя по описанию, были цветными. Да, книги бывают разные, иногда они смущают и сбивают с правильного пути. Но в мире сновидений есть и то, что всё же объединяет людей – повторяющие мотивы, как правило, связанные с негативными впечатлениями от процесса сна. Например, всем же снится, что они оказались почему-то без одежды в людном месте? Все же всю ночь убегали от монстров или шагали по бесконечной лестнице, которая могла запросто прерваться, повиснув в пустоту? Всё это сопровождает и ночные путешествия Лань… пока в них не появляется Килуи, то самое существо с обложки, оказавшееся на самом деле симпатичным пареньком, и не утягивает девушку в своё сновидение, в свою сферу воображения. Всё просто: наш мир – это чей-то сон и наоборот, наш сон открывает ворота в другие миры.
Главное, не умереть в каком-нибудь из этих миров, иначе никогда не сможешь туда вернуться. А Ланьюэ в мире Килуи очень нравится – тут и радужные конфеты на каждом шагу, и добрые, величественные многоцветные животные, и съедобные пиявки, которыми можно лакомиться как леденцами. А уж виды какие… никакой пропаганды, но выглядит так, будто это Альберт Хофман прокатился по этим просторам на своём велосипеде. Хотя, ныряя в радужное озеро и наблюдая за целой Вселенной со стороны, Лань испытывает давно забытое ощущение, будто бы всё это когда-то видела. В детстве, когда валялась в постели с температурой под сорок. И это тоже хорошо знакомое чувство, о котором напоминает Little Thunder, сны в таком состоянии сняться такие, что только держись. Да и «сейчас», в момент описываемых событий, главная героиня чувствует себя не очень, её знобит и хочется закутаться в одеяло и спать. Но теперь у неё точно появился повод это делать как можно чаще, ведь её ждёт новый друг.
Как человеку, бесконечно увлечённому сновидениями и всем, что с ними связано, мне комикс «Килуи» очень понравился. Что касается именно сновидений, то тут прямо всё очень реалистично (хотя, конечно, ко снам это слово должно применятся в последнюю очередь). Пресловутое «Настоящее» тут тоже наполнено солнцем и яркими красками, но всё же перед миром, в который попадает, подобно кэрролловской Алисе, Килуи, пасует, причём в большей степени в плане эмоций. Чэн Су-Линь не даёт ответа, реально ли всё, что происходило с её героиней, или это так проявляет себя подростковый эскапизм. Одно точно: Ланьюэ просто хочет, чтобы её заметили. Прежде всего, близкие люди, и вот эта финальная сцена эмоционального срыва выворачивает наружу все проблемы Ланьюэ, все её желания, отчего становится неуютно, будто бы стал случайным свидетелем чужой ссоры в людном месте. Да и этот мир снов (или собственных фантазий, детского атавизма, когда давно, казалось бы, забытый придуманный друг не отпускает, держит в своих мягких лапках), то, что раньше было безграничным и всеобъемлющим, теперь тоже подчинен законам взрослой, подступающей к Ланьюэ жизни, и смерть здесь также может вносить свои коррективы. Так что это ещё и история взросления, идущая вслед за историей поисков себя и преодоления чувства собственной «заурядности». Ведь никто не зауряден, когда внутри каждого существует целая вселенная. Пусть даже со съедобными пиявками. Вот только осознала ли это Ланьюэ?
Визуально «Килуи» - это взрыв Сверхновой из красок и образов в вашей голове. Или же домашний, уютный вариант безбашенного фильма «Всё, везде и сразу». Радует цифра «1» на обложке, значит, всё это будет продолжено (так есть, на самом деле Little Thunder уже успела нарисовать целый трёхтомник). Заодно радует оформление русского издания: это тпб, но с шикарным голографическим эффектом со всех сторон обложки. Формат издания 165х240 мм, клееный блок, ноль бонусов, 128 страниц, тираж 3000 экземпляров.