Каждый миг своей жизни мы находимся в эпицентре бесконечной битвы. И это не аллегория. Это то, и чём нам всем рассказывали на уроках биологии в школе, но, может быть, делали это не так увлекательно, как Аканэ Симидзу, из-за чего часть полученного тогда материала в памяти не отложилась (наверняка за это тоже отвечали какие-то клетки, но о них мы поговорим в другой раз). Поэтому коротко, чтобы, на всякий случай, не разжечь пару-тройку фобий: ежесекундно наши тела, эти огромные, сверхсложные организмы, атакуют со всех сторон враги с целью или поживиться за наш счёт, или обустроить будущее своего потомства, или просто уничтожить. Каждый вздох - это риск запустить в себя полчища убийц. Каждое рукопожатие, зевок или приём пищи. К счастью, о нас есть кому позаботиться, миллиарды различных клеток, ориентированных под выполнение той или иной задачи, делают всё для нашей безопасности и выживания. Ну, как, фобии не развились? Хотите стать свидетелем бесконечной череды предотвращённых апокалипсисов, нашествий кайдзю, мутантов, монстров, атак толп зомби? И всё это в стилистике, позволяющей сравнить эту мангу, например, с «One-Punch Man» или с медицинскими детективами в духе «доктора Хауса»? Ок, тогда погнали, возможно, на самый увлекательный урок биологии в вашей жизни.
В манге «Клетки за работой» человеческий организм представлен как мегакорпорация, внутри которой за все процессы коммуникаций, развития и безопасности отвечают представленные в антропоморфном виде клетки: лейкоциты, эритроциты, тромбоциты, Т-хелперы и др. А сами процессы описаны как события из фантастических экшенов и фильмов-катастроф, при этом с точки зрения науки они правдоподобно изображают всё, что происходит на клеточном уровне на самом деле. В манге много разных персонажей, но уже в первой главе выделяется парочка главных героев. Эритроцит - девушка в красном (потому, что эритроциты являются красными кровяными тельцами), работает курьером, доставляя туда-сюда молекулы кислорода и углерода. Лейкоцит (нейтрофил) - парень в белом, отвечает за устранение патогенных бактерий и вирусов. При появлении этих «гостей» (они изображаются как типичные инопланетные или потусторонние монстры из аниме, то есть, как необычные твари, в которых есть что-то от насекомых и от созданий из японской мифологии) он входит в режим «берсерка», достаёт нож и начинает методично валить неприятелей, сохраняя безумный взгляд «маньяка» и выдавая стильную финальную фразу «Сдохни, зараза!». И, поверьте, это не самый отбитый убийца в вашем организме, есть ребята и покруче, например, Т-киллеры и NK-клетки, эти вообще лютые.
Эритроцит и лейкоцит познакомились, когда в организм попытался проникнуть хитрый пневмококк. Пришлось повозиться, но это была не самая сложная и агрессивная атака. Хотя монстр-пневмококк вёл себя как злодей из мультиков, страшно хохотал, угрожал всех порвать и строил планы по захвату мира. Казалось бы, при многомиллиардном населении «мегаполиса», шансы у двух клеток-трудяг встретиться ещё раз равны нулю, но клеточная судьба (интересно, есть такая?) сводит их раз за разом в ситуациях «Help!» и «SOS!». То кедровая пыльца будет пробивать защиту в виде огромного, раскалённого метеорита, готового разнести всё живое, то вирус гриппа начнёт превращать здоровые клетки в зомбаков, то в ссадину полезут золотистые стафилококки, то обезвоживание и температура вызовут засуху и толпу бацилл, которые отлично себя чувствуют в этих условиях, а то и раковые клетки предпримут попытку подчинить здоровых обитателей «города» себе. Ситуации возникают разные. Описывая их, Аканэ Симидзу не бросает читателей наедине с учебником биологии за седьмой класс, в каждую главу манака добавляет много ссылок с информацией по каждому «персонажу» и по происходящему в целом, выдаёт занимательные факты, которые вполне способны удивить. И даже шокировать осознанием того, насколько всё сложно и продуманно устроено внутри нас.
Миллиарды живых существ, рождающихся, развивающихся, определяющихся со своими обязанностями (к примеру, как наивная клетка, в главе о которой прослеживаются ироничные отсылки к маскулинной эстетике «ДжоДжо» и аниме боевиков девяностых), эволюционирующих и умирающих, заняты только одним: обеспечением нашей жизнедеятельности. И существа эти представлены так, чтобы мы их запомнили и полюбили. Тромбоциты, к примеру, это детишки-милахи, трудолюбиво заделывающие «дыры» в сосудах (честно говоря, нам бы такие в «большом мире» очень пригодились, чтобы асфальт укладывать и ремонтировать). Т-хелперы - военные лидеры, раздающие приказы и координирующие действия бойцов низшего звена (на микроуровне это именно так и работает, и от осознания этого, честно признаться, у меня закипает мозг). А если вам кажется, что манга без боевитой дамы с саблей, устраивающей бойню - это деньги на ветер, то вот NK-клетка, появляющаяся в одной из самых напряжённых и эмоционально заряженных глав первого тома. Есть, тут, кстати, и странный базофил, который раз за разом выдаёт многозначительные стихотворные пророчества в стиле катренов Нострадамуса, но какова его сюжетная функция, пока не очень понятно. Но какой же боевой фэнтезийный эпик без обязательного мрачного Пророчества?
Несмотря на ежедневный экшен, атаки и разрушения, внутренний мир, показанный в этой манге, очень продуманный и уютный, по нему хочется побродить. Дендритные клетки образуют здесь сказочные поселения на деревьях, а в костном мозге организованы ясли, сад и школа для новорожденных и растущих клеток. И всё это выглядит мило, притом, что вокруг мелькают ножи, грохочут пушки и разносятся взрывы, а обычный чих в этой реальности выглядит как запуск ракеты со всеми сопутствующими визуальными и звуковыми эффектами. Надо заметить, что манга нарисована очень детально, подкупает эпичными разворотами и стремительным действием, заставляющим иногда и поволноваться. И тут уже чистая биология отлично сочетается с какой-то вдохновляющей магией воображения. Хотя, надо признаться, что у меня был период (в далёком детстве, разумеется), когда я думал, что вот так всё внутри меня на самом деле и происходит, живые клетки борются за мою жизнь каждый день. И как раз следы вот этого детского, в хорошем смысле, восприятия мира я обнаружил в этой манге. Короче, это круто. Первый том «Клеток за работой» увидел свет благодаря издательству «XL Media». Твёрдый переплёт, на обоих сторонах которого монохромные арты из самой манги, цветная суперобложка. Сама манга чёрно-белая, но в ней есть цветные страницы в начале каждого из двух томов, вошедших в первый том русского издания. Формат 130х200мм, 346 страниц, есть примечания, тираж не указан, книги отпечатаны в Китае.