
После стычки с обитателями пустошей, выдававшими себя за демонов-ракшасов, главные герои этой истории решили отдохнуть на заброшенной почтовой станции. Но, поскольку боевую фэнтезийную маньхуа очень редко посвящают тому, как герои отдыхают и восстанавливают силы, события здесь начинают развиваться быстро и жестоко. Девушка Аюйя, сопровождающая наёмника Дао Ма, его маленького сына, предводителя преступной группировки Чжи Шин Лана, а также примкнувших к ним молодого воина Шу и красотку Янь Цзы, неожиданно встречает претендента на своё руку и сердце, который вместо полагающихся цветов преподносит ей… голову близкого человека. Который также очень был дорог Дао. Наёмник по этому поводу расстраивается и переходит в режим «убить их всех!», из-за чего земля возле почтовой станции начинает быстро окрашиваться кровью, а развивающиеся в бешеном темпе поединки на мечах всё больше и больше склоняются к визуальной эстетике «Берсерка» Кэнтаро Миуры. Забегая вперед, эта ассоциация по мере развития сюжета будет только усиливаться, ведь нас ждёт ещё и экскурс в историю Китая, а это, знаете ли, такое было время, когда головы рубили и на кольях развешивали только так, не надо было рождаться в фэнтезийном Средневековье Гатса, чтобы увидеть всё это собственными глазами.

В этом томе сюжет «Клинков хранителей» чётко разделяется на два сюжетных пласта. В одном из них - история о выживании небольшой группы людей, волей судьбы оказавшихся втянутыми в глобальные события. Соответственно, второй пласт - это как раз те самые глобальные события, объединившие большую политику, экономику, придворные интриги и борьбу за сферы влияния. Есть пять великих торговых семей, независимых в своей власти над определёнными территориями, что нравится не всем. Поэтому действие закручивается таким образом, что торговых семей вот-вот станет меньше: все представители этих кланов сошлись в одной грандиозной битве, перспективы выживания в которой уменьшаются за счёт нанятых ракшасов и надвигающейся песчаной бури, убийственной природной стихии. Дао Ма и его спутники поневоле ещё об этом не знают, им бы выжить в битве с сильным противником. Суровые взгляды, блеск стали, боевые приёмы, крики ярости и боли… есть ощущение, что автор сего действа Сюй Сяньчжэ вдохновлялся или историческими фильмами про восточные единоборства, или балетом. Визуально всё очень круто, детализация экшена, бросающегося в читателя залпами песка и ультранасилия, зашкаливает.

Но не обходится без «но». Этот экшен разбивают на эпизоды сцены заговоров, подкупов, а также рассказы о недавнем прошлом, и вот тут срабатывает разница, в том числе лингвистическая и ментальная, между нами и китайцами. Тут много азиатских имен, и запомнить их нелегко. Также непросто разобраться в хитросплетениях большой политики: какие земли тут представляют интерес для власть имущих, почему, кто с кем и против кого готов дружить и воевать… Явно нужно иметь хоть некоторые поверхностные познания в китайской истории, чтобы во всём этом разобраться. Или хотя бы понять, что такое Каган в религиозной системе ценности местных. Всё это автор пытается уравновесить историей одной торговой семьи, которую создал тот самый старик Мо, чья голова сейчас, увы, окрашивает песок кровью. Когда-то эти люди были рабами, но смогли вырваться, отстоять свою свободу в битвах, сохранив веру предков, после чего совершили настоящий подвиг, построив в пустыне большой рынок (исключительно своими силами, власти только порадовались их инициативности и похвалили в стиле «Какие же вы молодцы!»), ставший перевалочным пунктом посреди Шелкового Пути.

Хорошо, что финальная треть третьего тома возвращается к нашим знакомым героям и полностью отдается боевому действу. Усиливается буря, доказывая, что она - не просто «ожидаемая неприятность», идущая из пустыни; ветер и песок закручивают в смерчи людей и лошадей, безжалостно сокращая поголовье и тех, и других. Герои снова решают доверить свои жизни повозке (и снова сомнительно, но на дворе тёмные века, а не современность, и вариантов лучшей защиты тут просто нет), однако, уехать на ней смогут не все. В этом томе есть два эмоционально напряженных момента. Первый: это речь Чжи Ши Лана, больше похожая то ли на камлание, то ли на пророчество. Этот раскрас его лица, вдохновлённый лицедейными масками сычуаньской оперы… нет, здесь явно что-то мистическое, неземное пытается проявить себя. Или просто сумасшествие, но тогда не ясно, почему Чжи Шин Лан так важен для правящей верхушки. Второй момент: допрос в повозке, который проводят Аюйя и Янь Цзы, из манипуляторов очень быстро с помощью неконтролируемых, раздуваемых извне эмоций превращающиеся в манипулируемых. Тяжелая сцена, заставляющая задуматься о том, что движет человеком в последние минуты его существования, заставляя «бесить» своих убийц, вынуждая их на скорую расправу, при том, что был шанс сохранить свою жизнь?

Эпичный сюжет, ловкий экшен, отличный рисунок, одновременно и реалистичный, и напоминающий древнекитайские рисунки тушью, грамотно расставленные твисты - вот залог успеха «Клинков хранителей». Да, хочется подобные истории читать без перерыва, у них есть свой ритм, не очень вяжущийся с ожиданием очередного тома из печати, но тут ничего не поделать, так заведено. Очень интересная, «взрослая» маньхуа. Третий том выпущен «Азбукой», здесь твердый переплёт с суперобложкой, на которой есть тиснение конгревом. Формат 130*184мм, 248 страниц, примечания и небольшие авторские комментарии и ремарки по ходу действия. Тираж 2000 экземпляров (немножко обидно, у первого тома тираж был 7000, неужели маньхуа проигрывает манге, даже не начав сражаться за читательский интерес?).