Принц восточной страны развлекает себя и окружающих дам пением и продолжает внимательно изучать «Немедийские хроники», выискивая в них не только увлекательное чтиво для беззаботного времяпрепровождения, но и вековую мудрость, открывающую секреты того, как удачливый и сильный вор в итоге стал правителем огромной страны. Помощник принца по имени Вазир, уже давно находящийся под подозрением у читателя, недобрым взглядом наблюдает за этим очень несвоевременным увлечением наследника престола. Всё чаще в речи молодого правителя возникает имя «Конан», всё чаще он приводит в пример истории из далёкого прошлого, переполненные как прямолинейной жестокостью, так и мудростью. Конечно, рукописи можно «потерять», сжечь, убрать или даже подменить. Но время для этого ещё не пришло. Поэтом Вазир терпит (и совсем скоро мы узнаем, почему), а принц, равно как и читатели, зачитывается историями о приключениях Конана. На очереди – третий, финальный том комикс-хронологии, созданной по мотивам работ, писем и набросков Роберта Говарда. Ещё недавно, несколько выпусков назад, авторы Курт Бьюсик и художник Кери Норд рассказывали о воровской молодости киммерийского героя, и вдруг – история о короле Аквилонии, жемчужины Запада, государства, очень похожего на Древнюю Грецию. Конан уже в годах, но правит страной железной рукой, хотя даже это не уберегает его от предательств, заговоров и измен. И тут хочется воскликнуть: «Постойте, а куда делись другие истории? Чем Конан занимался все эти годы?». Не волнуйтесь, прошлые сюжеты получат продолжение, молодого Конана мы ещё увидим. Пока лишь пришло время перевернуть несколько страниц вперед, «подглядев» финал.
Неугомонного короля ждёт эпическое приключение, в котором сражения с племенами диких пиктов сменяются колдовством, пророчеством и путешествием на лодке с мертвецом-рулевым в волшебную страну. Таким образом Конан уподобляется ещё одному героическому архетипу, королю Артуру. А в сюжет активно лезут то разумные подводные жители (вполне уместные в «тарзаниаде» Эдгара Райса Берроуза), то не менее подводные и очень древние чудовища (явно пришедшиеся бы по душе Говарду Лавкрафту). Заодно Конан вызовет восторг у сторонников теорий заговоров про рептилоидов, спровоцировав их воскликнуть «Ага, мы же вам говорили!». В общем, образцовое фэнтези, доказывающее, что Конана рано списывать со счетов. Но пожухлые страницы стремительно перелистываются назад, и мы снова видим киммерийца молодым, дерзким, промышляющим воровством, на сей раз с компании Нестора, перешедшего из разряда «враг» в категорию «верный друг». В конце прошлого тома Конан наконец-то нарвался на неприятности, которые не смог быстро вывезти в одиночку, в связи с чем ему, Нестору и (не всегда)верной подруге Джиаре пришлось спешно покинуть город воров Замору и обосноваться на новом месте. Где также можно промышлять воровством, но внезапно жизнь и обстоятельства начинают меняться. Цивилизация постукивает по голове Конану, намекая, что неплохо было бы вступить в гильдию воров и отстегивать фиксированный процент от выручки, с чем варвар не готов согласиться. Старые враги, мечтающие отомстить, и на новом месте находят способы достать обидчика путём заговоров, подкупа и магии. И если раньше Конану всё как-то больше приходилось лазать за добычей на высокие башни, то теперь его поджидают мрачные подземные лабиринты (хотя нет, как минимум, одно приключение в башне его ждёт, это будет настоящая мясорубка с древними монстрами ради благой цели), где сходятся интересы нечистых на руку правителей, алчных колдунов, служителей культов и разных чудовищ, принимающих то вид «хтонического нечто», то непобедимого гоминида.
Обновлённую реальность варвара лучше всего описывает сюжетная арка из нескольких выпусков, созданная по мотивам рассказа Говарда «Сплошь негодяи в доме». При поверхностном рассмотрении – каноническое фэнтези о приключениях в замкнутом пространстве персонажей, ни одному из которых нельзя доверять в полной мере. Но, если добавить к этому ещё и выдержки из писем Говарда, становится понятно, что именно в этой истории сполна раскрывается философия американского писателя, который считал, что варварство совершеннее цивилизации и обязательно придёт ей на смену, а также с сомнением относился к религии и, особенно, к её служителям. Жрецы у Говарда всегда источник коварства и зла, и неважно, кому они поклоняются, Митре ли, богам Египта или более древним и тёмным божествам. Также автор философствует на тему «Что такое человечность?», исправно вытягивая из неё и экшен, и драму. Но, может быть, уже пришла пора выяснить, в чём же причина нескрываемой ненависти Вазира к Конану и как это связано с событиями многовековой давности? Нас вновь перенесут в неспокойные для Аквилонии дни, наполненные настоящим сюром с отрубленными, но не умирающими головами и блуждающими телами без голов.
На пути к короне и трону Конан успел побывать пиратом и даже предводителем казаков. Увы, эти факты в данной хронологии почему-то не представлены. Зато финальная арка показывает карьерный рост героя от вора до наёмника. Так бывает, когда без проблем проникаешь в военный лагерь, обойдя нерасторопных часовых, начинаешь просить попить, поесть и переночевать, вырубаешь главного, чем заслуживаешь уважение и звание «настоящего мужика», а на утро уже рубишься с толпой зомбаков, оживлённых злой магией. Пришедший в команду создателей уже под занавес художник Томас Джирелло лавирует в эпизодах сражения между «brutality» и «fatality», сценарист Тимати Труман (сменивший Курта Бьюсика) извлекает из неопубликованного наброска Говарда монстров адской сущности по имени Нергал, отправляет Конана в эпицентр дворцовых интриг и жертвенных ритуалов, а заодно подтягивает персонажей из его недавнего, воровского прошлого. Достойный финал. И пусть свитки «Немедийских хроник» коварно преданы огню, мы-то с вами знаем, что рукописи не горят. И данный сборник – лучшее тому подтверждение.
После прочтения этих комиксов хочется широким движением руки стереть пот со лба с протяжным «Уфффф!», насколько всё буйно, мощно и свирепо. И чрезвычайно интересно, особенно если вы тоже, как и авторы сборника, выросли на «конине».
Помимо самих историй о Конане, в третьем томе собраны многочисленные эссе, статьи, размышления, исследования, предисловия и послесловия… короче, масса людей в той или иной степени тут признаётся в любви к Говарду и его главному детищу. В галерее представлено много ч/б эскизов страниц выпусков. Также сюда вошли короткие комикс-истории о реальных событиях из жизни юного Роберта Говарда, что-то вроде «Когда был Бобби маленьким», над этими стрипами поработали Джим и Рут Киган, погружающие читателей в атмосферу «корневой» Америки начала двадцатого века. Плюс, конечно же, тут представлены обложки всех выпусков. Русское издание третьего тома и всей трилогии в целом доступно как в твёрдом переплёте (к данной версии в комплекте идёт слипкейс), так и в мягкой обложке, обе версии дополнены «вариантками». В этом томе 448 страниц, формат 245х163мм, тираж не указан. Не побоюсь громких слов и назову выход этой серии одним из главных комикс-событий года в нашей стране.