22 мар. 2025

Мнение: Конан. Сокровища Гвалура и другие истории

Роберт Говард, его друзья, коллеги, последователи создали одному пареньку из Киммерии крутую биографию, буквально трещащую по швам от обилия героических эпизодов, из которых часть принято считать каноническими (т.е., основанными на документах и произведениях самого Говарда), а остальные являются либо апокрифами, либо поздними выдумками различных авторов. Тут как раз тот случай, когда вполне подойдёт фраза «Жизнь нужно прожить так, чтобы о твоих подвигах писали сказатели даже уже не твоей эры, а будущей цивилизации», и она очень точно описывает всё то, что случалось с Конаном. Очередной том комиксов от «Альпаки» не следует хронологии цикла о Конане, эти истории не пронизывает общая сюжетная линия «рассказчика и слушателя», зато тут представлены столь же яркие, сколь и известные подвиги варвара, дающие возможность посмотреть на его свершения и черты характера с неожиданной стороны.

Центральным рассказом сборника, позволяющим «снести» остальное содержимое тома в раздел «…и другие истории», является «Конан и Сокровища Гвалура», адаптированный замечательнейшим Ф. Крейгом Расселом, чья рука художника узнается сразу же. Да и стиль повествования тоже, тут много «авторского» текста, через который раскрывается сюжет и его развитие. Зачин истории максимально «конановский», даже заставляет выдать фразу «Шо, опять?!». Судите сами: Конан пребывает в королевство Кешан в поисках несказанно-ценного сокровища. За словами «в поисках» скрывается, понятное дело, чёткое намерение украсть и по-быстрому свалить. Сокровище хранится за семью печатями, до него сложно добраться, его охраняют жрецы и магия, есть шанс нарваться на ловушки и чудовищ в запутанных коридорах замка… сколько раз до этого подобное переживал киммериец? Но тут как раз таится неожиданность: молодой Конан, разумеется, выпил бы в ближайшем кабаке, взял меч и пошёл на дело без особого плана, со словами «на месте разберёмся!». Но Конан из рассказа Рассела – известный пират, наёмник, многое пережил и многому научился, поэтому он не лезет прямиком в ловушку, а начинает плести сеть интриг. Ведь на сокровище претендуют многие, в этом деле оказываются замешаны ещё и придворные интриги, ставящие под вопрос будущее страны, в которой варвар на время нашёл приют и знатную должность. Конан – хитрый интриган, в речи которого всё ещё проскакивают варварские словечки «балакаешь», «простодырые», «нычка», «девонька»? Да, выходит, что так; он, конечно, не гений геополитики, делает на этой ниве первые шаги, добавляя аргументов в виде меча и формулы «Хороший враг – мёртвый враг», но эти черты, определённо, добавляют новизны в привычный образ героя.

Конан держит путь в заброшенный храм в джунглях, где Рассел заставит его вволю напрыгаться по каменным этажам и лабиринтам, словно главного героя игры «Prince of Persia». В одном из залов киммериец встретит красивую девушку, у которой тут, ни много ни мало, роль жрицы и оракула. Здесь же сойдутся интересы разных группировок, охочих до власти и сокровищ. Интересно вот еще что: большую часть истории создается ощущение, что рассказчик намерено убирает из неё все потустороннее, метафизическое; более того, он сам и через уста Конана потешается над излишней верой в древних богов и нетленные тела, способные указывать «смертным», что им нужно делать. Религия и мистицизм – средство манипуляции, это хорошо понимали и жрецы древнего мира, и обычные варвары. И даже когда в самом финале потустороннее всё же прорвётся в наш мир, это будет казаться больше оммажем на каноническое фэнтези, мол, ну а куда без этого? Как нельзя обойтись без стереотипного «финального выбора» главного героя, результат которого ещё лучше раскрывает перед нами характер Конана, те его черты, за которые варвара, собственно, любят.

В следующей истории «Конан и дщери Мидоры» Джимми Пальмиотти и Марк Тексейра помещают варвара в привычную атмосферу его ранних подвигов: ночь, кабак, танцы мало одетых дам, развязывающее язык бухло и громогласные заверения в том, что вот прямо сейчас я, Конан, пойду и обнесу королевские покои. Разумеется, скоро зазвенят мечи… впрочем, не только они, но и кандалы на руках Конана, который, похоже, договорился. Однако король, увидев киммерийца в деле, решает не казнить его, а попросить об одной услуге: из дворца пропала любимая королевская дочь и теперь её надо вернуть в компании другой дочери. Так начинается очередной поход Конана, во время которого мечи будут часто поливаться кровью. Конечно же, если в сюжете про Конана есть красивая девушка (спойлер: почти в любом сюжете про Конана есть красивая девушка), то перед простецкими подкатами варвара и его внушающей трепет мощью она не устоит. Взамен Конан подскажет, как ей устроить свою жизнь во дворце по возвращению домой. По мне, очень стандартная история про киммерийца, таких вагон и тележка, при этом рисунок Тексейры выглядит неплохо, а колорист Мишель Мэдсен наполнила кадры сочными красками.

Словно в противовес этому картинка в «Конане и бешеном царе Галлии» намеренно темна, Дэрик Робертсон («Пацаны») постарался и вновь выдал реалистичного мрака. Собственно, радоваться поводов тут и нет: Конан голоден, нищ, переживает потерю близкого человека, находится в депрессии, которая, как оказывается, не чужда и фэнтезийным героям. В этом состоянии его заносит в Галлию, где живут суровые ребята. Конан самоубийственно борзеет и, по логике вещей, должен был умереть в первом же бою, но местному королю такое нравится, он принимает варвара в своё войско, которое вынуждено постоянно защищать Галлию от нападок соседей. Все мы знаем, что однажды на голове Конана была корона и он с достоинством её носил. Но это было уже ближе к финалу его жизни. А вот то, что Конан восседал на троне по молодости, для меня стало неожиданностью. Однажды законный король пал и стране потребовался новый правитель, а, поскольку в Галлии – так получилось, - власть переходит не по законам крови, варвар-наёмник стал править. И вот тут Робертсон описывает Конана с той самой, как я говорил выше, неожиданной стороны, да и сама ситуация тут складывается максимально неожиданно. Конан – жесткий, сильный правитель, но для управления страной этого недостаточно. Нужно разбираться в вещах, о которых варвар ещё не имеет ни малейшего представления. Галлия успешно разбирается с соседями-захватчиками, но быстро гниёт изнутри, пока её король возводит в абсолют культ силы. Это реально мрачная, но очень честная история, полная шикарных в своей разнузданной брутальности боевых сцен, и она закономерно заканчивается эпическим фейлом главного героя. Никогда не видели, как Конан опускает меч, не принимая бой, и уходит? Вот вам комикс, где это показано. Как показано бремя власти и то, что даже дурной опыт способен чему-то научить. Правда, своему будущему королевскому величию, ославившему его в веках, Конан учился на жизнях простых людей, и это уже черты «тёмного фэнтези», чему данный рассказ полностью соответствует.

Три адаптации варварской классики, три взгляда на великого героя жанра – взгляды канонические и не очень, но всегда интересные. Здесь много меча и совсем чуть-чуть магии. Сборник вышел в издательстве «Alpaca», его можно приобрести как в твёрдом, так и в мягком переплете, также часть тиража выходила с альтернативной обложкой для комикс-шопов. В конце сборника интервью с Расселом, точнее, полное погружение в творческий процесс, дополненный советами, эскизами и зарисовками, бесценное сокровище для тех, кто хочет рисовать комиксы. 176 страниц, общий тираж не указан.

https://vk.com/alpaka_comics

Craftum Конструктор сайтов Craftum