9 окт. 2024

Мнение: Кошмары Литерала Джонса

Главный герой бежит от своего прошлого, о котором ничего не помнит. Он каким-то образом попадает на остров Блакетт, где в тихом городишке без особых проблем становится законником. То есть, шерифом. Казалось бы, для этого нужен опыт и знания, но герою его предшественник торопливо разъясняет, что это всё формальности, ведь у местного законника никаких особых проблем и обязанностей нет – переводи себе бабушек через дорогу, разнимай очень редкие пьяные драки и толкай речь после мэра на очередной ярмарке урожая. Герой – кстати, зовут его Литерал Джонс и это имя он выбрал себе сам по причине беспамятства – хорошо справляется с работой, в которой ей иногда помогает карикатурно-туповатый констебль Омпс. Но у светлого, тихого и милого городишки оказывается своя ночная сторона, изнанка, на которой копошатся, решая свои проблемы, совсем другие люди, не такие приветливые, как дневные граждане. Зато ночные ребята держат остров в строгом порядке, за что остальные островитяне на их существование закрывают глаза. В этом место действия этой истории напоминает благопристойную деревню из фильма «Типа крутые легавые». Или же остров из фильма «Плетёный человек». Весь этот покой нарушается, когда на острове начинают пропадать дети, которых потом находят повешенными на деревьях в крайне иссушенном виде. Джонс берётся за дело, которое местные сторожилы и мэр не считают особенно важным и вскоре, не без помощи чудаковатых помощников из народа распутывает нечто, что навсегда перевернёт жизнь на острове.

Пока я это писал, в моей памяти постоянно всплывали фильмы, комиксы, книги, сериалы, сюжет в которых был очень похож на всё вышеизложенное. Уверен, что пока вы это читали, у вас в голове тоже крутился калейдоскоп похожих историй. Но вот какое дело… на все эти истории комикс сценариста Ивана Кульгина и художника Владимира Рыскина похож только основными, назовём это так, точками входа в повествование. Или же кротовыми дырами в метасюжет, сквозь которые проглядывают знакомые очертания, но всё же какие-то они очень искажённые… Например, иногда приходит ощущение, что «Кошмары Литерала Джонса» - это «Остров проклятых», который бы снял Терри Гиллиам. Или это нолановское «Начало», нарисованное Иеронимом Босхом после принятия спорыньи. При этом перед нами вполне себе классическая научная фантастика, в которую авторы не побоялись закинуть всё то, что обычно лезет из подсознания при температуре под сорок градусов, и при всей этой «научности» они оставили много места для мифотворчества. Да что там мифотворчество, тут даже нашлось место настоящему Богу. Если всё это вызывает у вас вопрос: «Что я только что прочитал?!» и опасение, что комикс слишком непонятный, перегруженный или вообще внятного сюжета, отданного на откуп метафорам и психоделу, спешу вас успокоить – конечно, это не самое лёгкое чтение и сюжет тут делает массу безумных финтов, но в комиксе есть чёткий сюжет, его начало и, что немаловажно, внятный финал, а также интересное развитие, включающее в себя элементы, способные удовлетворить самых разных читателей. Хотите «готический триллер?». Пожалуйста. Любите сюр? В избытке. Нравятся фэнтезийные приключения? Без проблем. Любите, чтобы история в итоге оказывалась транслятором правильных, гуманистических и понятных идей? Вы их получите.

Литерал Джонс. Классический герой-одиночка, скучающий детектив в светлом плаще и человек с непростой судьбой, от которой он упорно бежит от кошмара к кошмару. В данном случае это не метафора, а реальность Джонса. Его одолевают реалистичные видения, в которых очень часто (особенно в ситуациях, когда Литералу нужна помощь) возникает серый «некто» крайне стрёмного вида. Он называет себя Регулятор 404 и старается что-то подсказать Джонсу, но, поскольку его фразы звучат как «Дорминантные обитатели изолировали в объекте «Храм» оперативное лицо восьмого уровня воздействия», пользы от этого маловато. На самом деле, в начале эти сцены сильно тревожат, потому что активно расшатывают реальность вокруг главного героя. Но, стоит только присмотреться к этой реальности… и тревога усиливается, ведь авторы постоянно подкидывают нам какие-то фразы, объекты и представителей местной флоры и фауны, словно нарисованных уже упомянутым Босхом, в качестве доказательства того, что всё происходит не в нашей реальности. Что не мешает ближе к фантасмагорическому финалу чередовать это со сценами явно земными, российскими. Тут и атмосфера панк-концерта в каком-то клубе в спальном районе на фоне серых панелек, и фото с летнего отдыха, и отечественные комиксы, забытые на барной стойке мужиком, который описывает свою работу сценами из «Экзорциста» и набивает себе татухи как и киношного Джона Константина. Следом за этим пародия на Кинг-Конга в стиле «Cuphead». И всё это в голове Литерала Джонса. Всё по заветам Егора Летова, певшего «Всё это с тобой» в психоделическом угаре перечисляя строки подсознательной биографии каждого из нас.

Блакетт. Место, где хочется провести время на пенсии или купить там дом после того, как сорвёшь джек-пот в лотерею. Провинциальное и тихое место… которое злобно шыкнет на вас, если вы будете так его называть, и напомнит, что вообще-то это древнее пространство, хранящее память о архаичных, языческих богах. Авторы всячески стараются оживить атмосферу этого места, наполняя его легендами и сказками (каждая из них – это комикс внутри комикса), притчами про морских чудовищ и Бога. Местные пересказывают всё это также охотно, как и предание о Принце Лунного Света, они верят в это так же искренне, как и в скорый приход Звёздного Странника. Что характерно, Принца можно встретить в подворотне с выпущенными кишками, да и Странник точно пожалует сюда, прибрав к рукам роль «бога из машины». Это способствует вовлечению читателя, делает место действия более осязаемым, наполненным, рельефным. Наверное, это нужно для того, чтобы в итоге стало понятно, почему Джонс так отчаянно, мчать по бесконечной ленте Мёбиуса своих межгалактических галлюцинаций, борется за это место с главным злодеем. О котором не получится сказать многое, чтобы не наплодить спойлеров, отмечу лишь, что это вполне узнаваемый типаж инфернального негодяя, взявшего очень многое от сумасшедшего учёного из ретро фантастики. Маскирующийся гад с елейным голосом и обманчивой улыбкой, окружённый уродливыми существами, карманными «франкенштейниками». Видели таких, верно?

Авторам удалось создать метавселенную, в которой находят своё место космические корабли, фрикованые персонажи, лазеры, фэнтезийность, боги, монстры, идеи об эволюции тела и сознания, и образы, которые словно бы выловили в бесконечном океане снов. Может быть, именно это нам сниться по ночам, просто утром всё стирается из нашей памяти. Безусловно, это один из самых необычных, неординарных отечественных комиксов, какая-то версия «Песочного человека». И то, что это именно комикс, а не, к примеру, книга, делает историю только лучше. Хотя бы потому, что я, к примеру, совершенно не представляю, как можно было был описать текстом даже половину из того, что тут изображено. Особенно в третьем томе. А вот нарисовать – пожалуйста, Владимир Рыскин делает это в авторской манере, которую как-то сложно сравнивать с работами других художников комиксов. «Кошмары Литерала Джонса» выпускало в трёх томах в формате тпб (размер томов 170х240мм) издательство «Комикс Паблишер». В первом и втором томах по 144 страницы, в третьем – 170. Тиражи не указаны. Пока всё это дописал, вспомнил про литературное течение, в которое приключения Литерала Джонса отлично вливаются – new weird, «новые странные». На самом деле, это почти всё, что вам стоило бы знать перед прочтением этой истории…


https://vk.com/literaljones


Craftum Конструктор сайтов Craftum