Даже если вы никогда не интересовались археологией, кое-что из предметов, изучаемых этой увлекательнейшей наукой, наверняка попадало в ваше поле зрения, как минимум на школьных уроках древней истории или мирового искусства. Речь о «Палеолитических венерах», каменных фигурах дородных женщин, созданных около двадцати тысяч лет назад. Эти фигурки ещё называют «Костёнковскими венерами», потому что найдены они были вблизи Костёнок, небольшого села на правом берегу Дона в Хохольском районе Воронежской области. Также здесь обнаружены части большого поселения времен палеолита и вообще в среде археологов слышны фразы о том, что это то самое место, где человек, по сути, стал человеком. А само название села связывают с боевыми слонами Александра Македонского. Обо всём этом можно узнать в местном палеонтологическом музее-заповеднике и в музее мамонта. В общем, уникальное место, о котором только прочтёшь несколько строк, и уже хочется отправиться туда с экскурсией. Но немногие знают, что в девяностые годы тут произошла серия кровавых убийств. Ладно, в отличии от всего вышесказанного, это уже выдумки (хотя девяностые… бог его знает, что там творилось в те годы), а «немногие» - это авторы комикса «Костёнки», сценарий для которого написал релокант Денис Оптимисстер, а за художественную часть отвечали Ольга Зайцева, Алиса Ладейщикова, Олег Медведкин, Анастасия Янценко и Елизавета Янценко. Сразу подкину жирный спойлер: комикс относится к жанру «фольклорного хоррора» и, в принципе, упоминание археологического прошлого Костёнок тут совсем не лишне. Нет, ожившие палеолитические венеры в убийствах не задействованы (а жаль, я бы посмотрел на это, возможно, авторы прочитают мой обзор и используют данную идею в сиквеле), но конкретный фольклорный элемент наводит тут знатного шороху.
Комикс прямо с первых страниц бьёт под дых кастетом ностальгии, когда компания молодых людей проводит время в лесу ночью у костра под песни «Сектора Газа». Звучат «Дурак» и более приспособленная для смягчения женских сердец с дальнейшими перспективами «Лирика». Оно и понятно, Воронеж близко, а Юра Хой на сто десять процентов свой пацан. Поскольку эта сцена копирует классику слэшеров, понятно, чем всё кончится – и так оно и происходит, тут без сюрпризов. Затем нас знакомят с главной героиней, семнадцатилетней Снежаной, которая приезжает в Костёнки со своей мачехой Галиной Марковной, чтобы побывать в доме своего умершего отца, очень уважаемого в здешних краях археолога. По пути они знакомятся с местным майором милиции Иосифом Ивановичем (для местных, разумеется, Иванычем), знатным кавалером, которому очень идут усы и седина, и его приемным сыном, младшим лейтенантом Игорем Мельниковым. Продолжить знакомство, начавшееся с лёгкого кокетства с целью соскочить со штрафа за нарушение ПДД, не мешает даже то, что милиционеры спешат на место убийства, осмотреть женский труп, из которого убийца вырезал сердце. Ещё один канонический приём триллеров про маньяков: такое уже случалось раньше, и кое-кто был за это осужден, поэтому представителям органов власти не очень хочется признаваться себе в том, что «Всё началось опять!».
А комикс продолжает рвать душу ностальгией. Лето, солнечные ванны на заднем дворе деревенского дома, банька, мотоциклы с коляской, да всё это приправлено российской попсой девяностых, из которой та же Галина Марковна предпочитает напевать под нос песню Аллегровой про младшего лейтенанта, но сама явно положила глаз на майора, который тоже неровно дышит к городской гостье. А младший лейтенант Игорь не прочь показать местные красоты Снежане, и это, нужно признать, одна из сильных сторон комикса – всё же черноземье, русло Дона, древние артефакты и поля, такие же бескрайние, как и небо над ними, это очень красиво и душевно. В общем, пока кто-то убивает заезжих барышень, в сюжете образуются две перспективные любовные пары. А Снежана в старом доме слышит, и, что самое страшное, видит нечто жуткое. И пока милиция ищет маньяка (в традициях девяностых сетуя на то, что даже отпечатки пальцев в такой глуши снять не всегда получается), Снежана начинает открывать потихоньку древние тайны Костёнок, которые имеют прямое отношение к деятельности её отца и к археологическим теориям и версиям.
Ещё один широко используемый в триллерах и хоррорах приём: уже в конце первой главы нам показывают возможного преступника и создают иллюзию того, что дальше сюжет будет строиться вокруг него. Чтобы в итоге обмануть и выдать в качестве убийцы совсем другого персонажа, которого сперва даже не подозреваешь, но у которого находится чёткий мотив. Хотя надо заметить, что комикс «Костёнки» вырос из истории, напечатанной в одном из сборников «Баек с Рылеева», так что если вы их читали, то уже примерно понимаете, что тут происходит. Но авторы всё равно попробуют вас обмануть и удивить. Плотный и динамичный сюжет в первой своей половине бодро заходит в качестве крепко сбитого, интригующего триллера с хорошо прописанными персонажами и местом действия. Во второй части беготня и некоторые не раскрываемые пока сюжетные ходы добавляют в комикс порцию трэша, впрочем, динамичного. То есть, сначала это такой себе триллер категории А, а потом – слэшер категории В. Я так понимаю, работа с жанровыми штампами – это не баг, а фича авторов, в следствии чего тут полно элементов и сцен, которые можно назвать обязательными в рамках указанных жанров. Я бы даже сказал, избитыми, но, странное дело, слепленные в «Костёнки», они отлично работают, образуя единое целое. Эпилог, кстати, тоже максимально шаблонен и затёрт многочисленными авторами ужастиков, но в этом есть свое обаяние… как будто пересматриваешь фильм из детства на VHS-кассете.
Что касается визуала, то мне очень понравилась графика и работа с цветом в первых трёх главах. Дальше тоже неплохо, но на уровень-другой пониже. Финальные главы возвращают меня на Аллеи Авторов любого комикс-мероприятия в нашей стране, где начинающие художники презентуют свои творения. «Костёнки» выжимают из стилистики «деревенского ужастика» всё по максимуму, поэтому тут есть и фансервис, и кровища, и совсем неаппетитные подробности из жизни местных. Есть здесь и обязательный деревенский алкаш, всюду лезущий со своей версией происходящего. В целом, команду «Костёнок» можно поздравить с успехом, комикс получился интересный. Я бы даже сказал, у него есть душа. И своя атмосфера. Деньги на печать тиража собирали с помощью краудфандинга, были доступны разные варианты обложек и поощрений. Лично мне обложка основного тиража от Анастасии Кощевны показалась самой стильной, поэтому я остановился на ней. Остальные обложки можно увидеть в разделе бонусов, тут также есть эскизы персонажей, черновые варианты страниц, послесловие Оптимисстера и список всех спонсоров проекта. Мягкий переплёт с глянцем, формат 145х200мм, 288 страниц, тираж 2300 экземпляров. Не знаю, как обстоят дела с томами, которые теперь можно приобрести в комикс-шопах, но в моем обнаружились презенты в виде пары коллекционных карточек с персонажами. Для настоящих Костёнок это, может быть, и сомнительная слава, а для нашей комикс-индустрии вполне себе яркое событие.