Вышедший на экраны в 2021-м году фильм «Красный призрак» вызвал (почему-то) неоднозначную реакцию зрителей. Одни хвалили его за сочную картинку, режиссуру, зрелищность и экшен, называя нередко «Нашим ответом Тарантино» (ну, а как иначе), другие за всё это его ругали, говоря, что нельзя трагедию Великой Войны низводить до адреналиновых пострелялок в голливудском стиле. Лично я на стороне тех, кто хвалил, фильм мне показался интересным со всех сторон, как не крути: грамотно поставленное действие отлично сочеталось с главной идеей, очень честной, прямой и полностью воплощающей в себе то, благодаря чему наши предки смогли победить страшного, непобедимого до тех пор врага, сломав ему хребет. К тому же это один из редких фильмов о ВОВ, где артист Мадьяров не изображал пьяное быдло в погонах, маньяки-НКВДэшники не гнали солдат на пулемёты штрафбата, а Сталин не забивался под диван от ужаса в первые дни войны и потом не думал о том, что это не дивизия Панфилова и другие наши герои отстояли Москву ценой своих жизней, это расписная дощечка, которую прокатили на самолёте по границам столицы, помогла. Ну и немцы в фильме Андрея Богатырёва показаны не как обычно чистыми, интеллигентными носителями демократии, страшно мучающимся из-за того, что им приходилось убивать гражданское население, а врагами, который нормальный русский человек если и готов видеть на своей земле, то только в перекрестье прицела. Нет прицела? Сойдёт что угодно, хоть топор. Главное, чтобы как в самом яростном стихотворении Константина Симонова: «Сколько раз увидишь его, столько раз и убей!». Короче, хорошее кино, рекомендую. Сейчас история «Красного призрака» готовится превратиться во франшизу, уже анонсирован приквел, события которого будут происходить в 1812-м году. И в данном случае это логично, ведь Красный Призрак, о котором тревожно шепчутся враги, пришедшие на русскую землю, это не конкретный человек - это Идея, воплощение образа народного защитника, мстителя, которому нечего терять. А Идею, как известно, невозможно убить.
Ну, а пока ждём приквел, почитаем комикс, который является прямым продолжением первого фильма. Сценарист Дмитрий Чинов и художник Илья Воронин подхватывают историю, отнюдь не закончившуюся с титрами кинокартины. Всё тот же январь 1942-го. Всё то же крайне тяжелое положение Красной Армии. Как наши бойцы отступали под ударами превосходящих сил противника, показано в шедевре Шолохова/Бондарчука «Они сражались за Родину», здесь ситуация в целом не лучше. Отряд немцев занял одну из деревень, где местные жители очень надеются на Красного Призрака, таинственного стрелка, убивающего врагов без пощады. Надо заметить, что население деревни воодушевлено и мотивировано подвигами этого персонажа, поэтому даёт отпор фашистам: пока часть немцев теряет мозги благодаря снайперским выстрелам, другие разлетаются на куски от взрывов гранат. Военные историки говорят, что такое геройство среди гражданских всё же не было массовым (оно и понятно, оставались в деревнях в основном женщины и дети, а немцы за своих жестоко мстили, устраивая карательные операции), но тут и пример для подражания есть, и, честно говоря, деваться особо некуда, мужики на войне, еды нет, на улице мороз, всё равно помирать, так хоть не на коленях перед врагом. Но с появлением молчаливого Константина замаячил призрачный, но шанс на выживание. А дальше действие переносится в зимний лес, где сизые сумерки, переходящие постепенно в темноту ночи, очень скоро наполнятся криками, выстрелами, взрывами. А снег из белого станет красным. Один человек против отряда немцев. И когда винтовка выпадет из его рук, ей на смену придёт топор…
На этом моменте кто-то точно скажет: «Ну вот, опять трэш-контент в голливудском стиле, и это в фильме про Великую Отечественную! Мало нам было такого!». На это есть только один ответ: жизнь порой гораздо изобретательнее, чем любое кино. К тому же авторы сразу оговаривают, что на создание комикса их вдохновил не только фильм, но и реальные подвиги реальных людей. Дмитрий Романович Овчаренко 13 июля 1941-го года в районе молдавского города Бельцы столкнулся с отрядом противника численностью пятьдесят человек. Враги завладели винтовкой Дмитрия, но это его не остановило. Топором Овчаренко отрубил голову офицеру (я вообще не понимаю, как можно отрубить голову топором с одного удара, но факт остаётся фактом), забросал неприятеля гранатами, положив двадцать одного врага. Остальные в панике разбежались, и в этом их можно понять. Примерно эти события и воссозданы в «Красном призраке», только действие перенесено в зимнее время. Николай Владимирович Сиротинин, старший сержант артиллерии. 17 июля 1941-го, прикрывая отступление полка, уничтожил одиннадцать танков, семь бронемашин, пятьдесят семь человек личного состава противника. Немцы были до конца уверены, что с ними ведёт бой целая батарея. Сиротинин отстреливался до последнего патрона и не сдался, хотя ему предложили. Именно после этого боя (и данный факт засвидетельствован в дневниках и воспоминаниях) прозвучала фраза немецкого офицера о том, что «Если бы солдаты фюрера дрались, как этот русский, то завоевали бы весь мир». Совсем не призраки, а вполне обычные люди. Герои не комиксов, а Истории и Страны. И на самом деле здорово, что их имена удостоились упоминания, а их подвиги перенесли в формат «книжки с картинками». Как здорово и то, что авторы очень просто и, в то же время, понятно показывают, за что воевали эти русские воины. В воспоминаниях Константина возникает светлая картина из детства: дом, мать, отец, деревенская улица, золотые купола на горизонте. Всё то, ради чего стоит жить. И ради чего стоит держать, образно говоря, топор острым, чтобы всё это не обратилось в руины…
Персонажи у Воронина взаимодействуют в кадре, за кадром, между кадрами, поверх кадра, создавая эффект движения. Все как всегда детально, динамично, недаром Илья считается одним из патриархов отечественного комикса. Сюжет лаконичен, но богат на драматические сцены, разбавляющие суровый экшен. Финал - закономерен и понятен, честно говоря, уже с первых страниц, но это именно тот случай, когда так и должно быть. Стоит продолжать эту историю дальше? Конечно, ведь Красного Призрака не убить, летопись его подвигов при желании можно довести до наших дней, если возникнет такая необходимость. Хороший, пусть и короткий комикс про войну, созданный по мотивам хорошего фильма. Издан «Альпакой» в формате тпб, здесь 56 страниц, но значительная часть из них отдана под фото со съёмок самого фильма, портреты актёров в их образах, бонусные арты и выдержки из оригинального сценария. Тираж не указан.