1 июля 2025

Мнение: Крутой учитель Онидзука. Том седьмой

Мне, конечно, доводилось присутствовать при конфликтах учителей в школе, но там всё сводилось либо к обоюдному согласию и перемирию, либо, на худой конец, судьба конфликтующих решалась на педагогическом совете. Так и должно быть - по правилам, которых взрослые, воспитанные люди обязаны придерживаться. Но вот уже на протяжении семи томов мы имеем дело с Эйкити Онидзукой, и тут вообще невозможно предугадать, чем та или иная ситуация разрешится. Скорее всего - и показанные в данных эпизодах манги события это в полной мере подтверждают - дело закончится мордобоем. Но всегда есть шанс, что тонкая грань «нормальности» и «дикости» будет окончательно смыта и во весь голос заговорят пушки. Тору Фудзисава, создатель «Онидзуки», предпочитает, к примеру, старого-доброго «Токарева». А сам Онидзука по воле создателя предпочитает под «Токарева» подставляться. Периодически это заканчивается мокрыми штанами («Токарев» вообще штука серьёзная, как и люди, без затей направляющие этот ствол на окружающих). Но в самом начале седьмого тома ситуация вообще выходит из-под контроля и под угрозой оказываются не только штаны, но и жизни.

Герои Фудзисавы периодически кого-то косплеят. Онидзука тут в одной из сцен болтается вниз башкой и называет себя Человеком-Пауком. А один из «злодеев» (хотя этот термин в саге про крутого учителя зачастую условен) с детства ассоциировал себя с личинкой бабочки, которая должна трансформироваться в нечто прекрасное на радость семье, близким, обществу с его навязанным мнением. И эти энтомологические ассоциации заставляют вспомнить о маньяке из «Молчания ягнят». Правда, в отличии от него, школьного «злодея» всё же, несмотря на полностью отъехавшую кукуху и беспредел с похищениями и стрельбой, можно пожалеть. Хотя сначала, как это часто бывает у Фудзисавы, он вызывает лишь плохо скрываемое презрение. Но истоки любого беспредела можно распутать и понять (но не принять, если уж на то пошло), и уже через это попробовать помочь. Словом, делом и личным примером доказав, что винить весь мир в своих неудачах глупо. Как раз в разгар этих событий мне пришла в голову мысль о том, что Онидзука - персонаж химический, он катализатор, вступающий в реакцию с окружающими и активирующий в них что-то глубоко потаённое, раздражающее их изнутри и не дающее жить. И он же - нейтрализатор, способный «загасить» негатив... в буквальном и переносном смысле, иногда парой простых фраз, иногда парой приёмов уличного боя.

В общем, тревожное начало данного тома приводит главного героя к очередному триумфу. Злодей успокоен, скандал погашен, Онидзука получает новую должность и вообще молодец. Кое-кто из его злопыхателей из совета завучей тоже получает новую должность, но, как говорится, есть нюанс (кстати, реально смешная, и при этом жизненная сцена). Разумеется, триумф не может длиться долго, старые враги «крашенного хулигана» на самом высоком уровне решают пустить в ход тяжёлую артиллерию, с которой не может совладать даже симпатизирующая Эйкити директор. Встречайте, новый заместитель директора, Мисудзу Даимон, дама, которая выглядит так, что с ней многие хотели бы повстречаться. Но, пока Онидзука вычисляет в уме пятый у неё размер или всё же шестой, и мечтает о том, как этот размер удобно ляжет в его натруженные ладони, Мисудзу с располагающей улыбкой опытного руководителя начнёт наводить в школе новые порядки. Честно говоря, её методы - поголовная цифровизация и система баллов для учителей, влияющая на их зарплаты, - очень похожи на то, что «молодые и эффективные оптимизаторы» стараются реализовать сейчас в наших школах, где учителя постепенно свыкаются со своей ролью обслуживающего персонала, загнанного в жёсткие финансовые рамки и порой лишённого возможности не то, что оказывать помощь ученикам, а просто выслушивать их проблемы. Если хотите увидеть, к чему это приведёт, можете внимательно ознакомиться с главами из этой книги под номером «7».

Онидзуке придётся сделать важнейший выбор: обычный ли он «препод», такой же, как и все, которому плевать на учеников (то есть, тот, кого Онидзука и сам презирал во время учёбы в школе), или же нет. И в чём смысл жизни, в материальных благах, создающих эффект счастья (как у завуча Утиямады с его «кретой»), или в чём-то ином? На одной чаше весов - совесть и убеждения, на другой - деньги, а для Эйкити, как и для любого нормального человека, это важный мотиватор. Поэтому долгое время он пытается в эту систему встроиться и начать зарабатывать баллы, которые у него пока что безбожно, но всегда по честным и строгим правилам вычитаются. Для поддержания штанов можно попробовать вернуть в школу ученика, который не посещал учебное заведение пару лет. Казалось бы, что сложного, но в итоге снова в сюжете появляются «Токаревы» и мокрые штаны. А следующая «битва за баллы» приводит к происшествию под колёсами поезда. Но когда благое дело всё же сделано и заветные цифры падают на личный счёт Эйкити, Мисудзу даёт «зелёный свет» своей боевой элите, известной как «ангелочки». Так в классе Онидзуки появляется Токива, девочка-припевочка, в которую сложно не влюбиться на пике пубертатных бурь. Вот только с этой девочкой всё время случаются ситуации, когда её либо хотят обидеть, либо нагло домогаются, причём из этих ситуаций Токива выходит всё время в крови. Но... чужой, а её обидчики валяются в бессознательном состоянии. А парни из её нового класса внезапно оказываются извращенцами, то трусы у неё украдут, то анализы её прихватят (не стоит даже думать, с какой целью).

Вновь Тору Фудзисава заходит на тёмные территории современной ему школы, где даже особо не скрываясь обитает зло, которое почему-то взрослые старательно не замечают. А если и замечают, то в основном тогда, когда становится поздно. Арка с «Клубом демонов» может даже вызвать оторопь, этот та самая тайная сторона, скрытая за светлым и приглядным фасадом. Сразу же ловишь себя на мысли, а заслуживают ли «демоны» мести или хотя бы жёсткой ответки, после которой они будут валятся на полу и верещать? Да, тут всё однозначно. Но месть - это не только блюдо, требующее холодной подачи, это ещё и очень токсичная и заразительная штука, под «излучение» которой могут попасть совсем не причастные люди. В образе Токивы Фудзисава будто бы выставляет каноничную радикальную феминистку, одну из тех, кто готов бороться со всеми «мужиками» экстремальными методами. Но отравляющая желчь мести почему-то перекидывается даже на учительницу Адзусу Фуюцуки, гарантируя ей общешкольный позорный скандал, хотя, казалось бы... Это какое-то очень древнее, первобытное состояние, и, понимая это, Онидзука прибегает - в который раз, - к не менее древнему способу его преодолеть. Когда нужно, человек должен просто и чётко поделить окружающих на «своих» и «чужих». Для Онидзуки «свои» - это фамилии из классного журнала, неважно, любят ли они его или делают пакости. «Чужие» - те, кто хочет их обидеть или уже обидел, и, значит, должен понести наказание. «Свои» же должны увидеть, что учитель будет биться за них до конца, даже под пулями и с мокрыми штанами. Возможно, это не сделает «своих» лучше, но они будут знать, что взрослые на их стороне, как минимум, один, и он их не бросит. Хотя с точки зрения как раз взрослого... ну вот стоит впрягаться за ту же самую Токиву после всего того, что она тут натворила? Всего один кадр, размытый, вынесенный на задний фон, чётко даёт понять - да, стоит. Ещё как стоит.

Чуть больше экшена на фоне «сложных» тем, которых обычно не любят касаться. Стрельба, погони, драки как в файтингах и прочие зрелищные элементы, которые делают «Онидзуку» «немножко» нереальным. К счастью, потому что некоторые ситуации не хочется представлять в реальном мире. А вот способы их разрешения Онидзукой... хмм, почему бы и не нет? Для данного тома Фудзисава подготовил несколько бонусных мини-комиксов и стрипов про себя, про своих ассистентов и про свои рабочие будни. Манга продолжает выходить в издательстве «Комильфо», здесь у нас твёрдый переплёт с цветной суперобложкой, 560 страниц. Тираж 8000 экземпляров.

https://vk.com/komilfobook

Craftum Конструктор сайтов Craftum