5 мар. 2025

Мнение: Кыштымский карлик. Обновлённое издание

До сих пор не утихают споры о том, кем или чем был т.н. Кыштымский Карлик Алёшенька. Голос разума в лице учёных уверяет, что это эмбрион с дефектами развития, что для данной местности с её экологией было чуть ли не рядовым событием (в 1957-м году в закрытом городе Челябинск-40 на предприятии «Маяк» произошло «происшествие» с мирным атомом, по степени воздействия не уступавшее Чернобылю и Фукусиме, в народе это событие получило название Кыштымская катастрофа). Уфологи и конспирологи, для которых середина девяностых – золотая эпоха, находят десятки доказательств того, что это был инопланетянин, и никакие тесты ДНК их не могут убедить. По мне, так это вполне рядовое происшествие, которое благодаря стечению обстоятельств перешло в разряд легенд и мемов всепланетного масштаба. По версии авторов комикса, о котором пойдёт речь – это история первого контакта нашей цивилизации с представителями инопланетных миров. И контакт этот случился очень вовремя, потому что наша цивилизация в те трагические годы распада в этом очень нуждалась.

В июле 1996-го года в Кыштым приезжает свободный художник Сергей, озорной гуляка и типичный представитель творческой интеллигенции тех лет. Однажды он встретил девушку Ольгу, это изменило его жизнь и теперь у них на двоих не только одна большая Любовь, но и общая болезнь из трех букв. В Свердловскую область Сергей едет, чтобы познакомиться с матерью Ольги, своей будущей тещей. Надо заметить, что у этого персонажа крайне образное мышление, например, сравнивая с Ольгой своих бывших пассий, он называет их сугробами, обоссаными местными алкашами. На самом деле, такая парадоксальная и неожиданная «образность» присуща, скорее, авторами этого комикса, в бонусной, не публиковавшейся до этого истории таких аналогий будет гораздо больше. Так вот, Сергей приезжает, обнимает любимую, знакомится с её матерью и встречает соседку, не дружащую с головой бабушку Тамару Васильевну, которая откуда-то притащила домой странное существо, живое и питающееся сладостями. Пока сюжет комикса следуют реальным событиям, делая акцент на главной несостыковке в «эмбриональной версии»: дело в том, что Алёшенька был жив и разумен не только по словам его «мамы» (женщины, состоящей на учёте в психушке), его активность засвидетельствована соседкой. Нежизнеспособный эмбрион такие манипуляции проводить точно не мог.

Алёшенька всем нравится, Сергей и Ольга воодушевляются на семейные отношения ещё

сильнее. Но вокруг инопланетного гостя начинается непонятная движуха. В Кыштым приезжает таинственный мужчина, выискивающий доказательства контакта и разбрасывающий местных алкашей направо-налево. А ещё у него четко выраженный «афганский синдром», один из трагических симптомов общества того времени (который через пару лет сменится ещё более трагическим «чеченским синдромом»). Сейчас вообще модно реконструировать эпоху девяностых в фильмах и сериалах, как будто это такой психологический приём преодоления трагедии через взгляд на неё со стороны. Комикс, надо заметить, эпоху перед читателями разворачивает достоверно, во всю ширь провинциального макабра тех лет, при этом еще и неплохо играя на ностальгии. Мятая купюра с большим количеством нулей, на которую можно купить только молоко в треугольном бумажном пакете… эх, были времена, вздохнут люди, чье детство пришлось на те годы. При этом вряд ли они захотят вернуться в это детство. Почему? Потому, что даже этот комикс выглядит как один из эпизодов «Секретных материалов» (отсылки на сериал будут и в большом количестве, фраза «Истина где-то там» тоже на забыта), если бы его снял Алексей Балабанов. Алкаши, гопники на фоне обшей разрухе не только в отдельно взятом Кыштыме, но и во всей стране, апатия населения, чёрные риэлторы, у которых всё схвачено и у нотариуса, и в психушке, бандиты… Этому миру нужна надежда и нужен герой, который априори не может появиться в местных условиях, только извне. Так что история о маленьком инопланетянине и его больших собратьях (сцены с их участием словно взяты из фильма «Близкие контакты третьей степени») – это мечты целой страны о лучике надежды, «прилетят – порядок наведут». Мечты о высшей и разумной силе, том самом, вожделенном «О чём-то большем». И всё это на фоне покосившихся заборов, пыльных домов, серых панелек, выворачиваемых рук, перестрелок, поножовщины и погонь… всего того, что стало неотъемлемой частью этой истории.

Кстати, вопреки «духу времени», в комиксе один из главных героев – честный милиционер. Реальный участник тех событий майор милиции Владимир Бендлин, чей небольшой комментарий издатели заполучили на заднюю страницу комикса. Есть подозрения (но не более), что сценарист Саша Панцырь и художник Сергей Антипин тоже с ним находились в контакте. Дело в том, что во многом именно благодаря Бендлину вся эта история получила огласку. Он нашел уже мумифицированное тело Алёшеньки в гараже у местного жителя, хранил потом некоторое время у себя дома в холодильнике, вышел на контакт с местными уфологами, проводил следствие, ездил по экспертам и снимал допросы на видео, благодаря чему остались документальные материалы. Затем он передал мумию членам секты «Звёздная академия» якобы для очередной экспертизы, после чего Алёшенька пропал окончательно. Я посмотрел несколько интервью с Владимиром, старых и относительно новых, мне лично показалось, что это очень увлечённый данным делом человек, верящий именно в неземное происхождение Алёшеньки. Но не отвергающий и «банальных» версий.

Чёрно-белый комикс уже издавался несколько лет назад, но теперь история кыштымского карлика – точнее, людей, на которых он так или иначе повлиял, - увидела новое воплощение на бумаге. Рисунок вполне вписывается в общий термин «авторского комикса», на сером фоне реализм здесь соседствует со своеобразным видением художника. Бонусом к основной истории представлен не издававшийся ранее комикс «Кыштымский карлик: Начало», метафизическая космология от Большого Взрыва (и даже раньше) до наших дней. Индуизм, буддизм, космизм и Нью Эйдж тесно переплетены в историю сотворения Вселенной, тут и танцы божественных сущностей, и мантры, и Шамбала, и космическое яйцо как символ зарождения жизни, и вечные странники-сеятели. В девяностые, я уверен, с этим комиксом его создатели могли бы без проблем сколотить целую секту имени Алёшеньки и безбедно жить да поживать… если бы не упомянутые выше аналогии и специфические сравнения, выдающие всё же больше желание постебаться над космоконспирологией. Бог здесь сжимает в себе всё сущее крепче, чем рабочий инструмент сжимали мозолистые руки Павки Корчагина, кометы шлепаются, как мазки Левитана, а космическая даль через игру слов сравнивается с Владимиром Далем. Также здесь есть Маяковский и Хабиб, бросающий через прогиб Годзиллу (что на самом деле не удивительно, у Саши Панциря выходил комикс об этом поединке). Странно, конечно, но, когда погрузишься в этот эзотерический абсурд с головой, вместо желания покрутить пальцем у виска приходит обездвиживающее ощущение вселенского величия. Ведь всё это – элементы бесконечной Вселенной, в которой мы живём, не зная и одной тысячной всех её тайн. Всё это здесь. А мы до сих пор даже не в курсе, где это, мифическое Здесь.

Обновлённое издание «Кыштымского карлика» выпустила «Alpaca» в твёрдом переплёте. Формат 220х150мм, 144 страницы, космоарты на форзацах. Тираж не указан.

https://vk.com/alpaka_comics

P.S. Похоже, генетики всё же поставили окончательную точку в вопросе происхождения Алёшеньки и Аты, его так называемой «сестры» из Чили. Как и следовало ожидать, это мертворождённый эмбрион с многочисленными аномалиями, вызванными плохой экологией. А жаль. Гораздо интереснее читать заголовки о том, что «сектанты захоронили мумию Алёшеньки возле места расстрела семьи Николая II и там теперь высокий уровень радиации». А уж читать про чудачества «Звёздной академии» - это вообще отдельный вид удовольствия, тут на целую комикс-мультивселенную материала хватит. Ждём…

Craftum Сайт создан на Craftum