«Песнь о Роланде» - не только важнейший памятник литературы Средневековья. И не только выдающийся героический эпос. Это гениальное с точки зрения мотивации и мифотворения произведение, идеально демонстрирующее как и почему этот самый героический эпос работает с массами, создавая кумиров и продвигая нужные идеи на государственном уровне. В основе «Песни» положены реальные исторические события, имевшие место быть на самом деле. Но вот только они очень грамотно приукрашены и поданы аудитории. Тут провальный по всем показателям военный поход представлен как неудобное, но никак не проигрышное противостояние на фоне однозначных побед в Семилетней войне. Молодой (по нынешним меркам тем более) король выведен в роли мудрейшего старца. Центральная битва сюжета – не просто удачная засада, а нечто неординарное, уровня подвига трёхсот спартанцев. Конечно же, «наши» в этой битве обязательно бы победили, но, вот беда, не обошлось без предателя, а не то…. Да, и противника лучше сделать более понятным врагом того времени, мусульманином, например, негоже христианам умирать от мечей других христиан, пусть это и совсем недавно крещенные васконы, они же баски. И всё это подано с пафосом ровно той концентрации, чтобы с этой песнью воины следующих поколений шли в бой, чтобы воздух сотрясался, как тогда, в Ронсевальском ущелье, от боевых криков «Монжуа!», чтобы сквозь шум войны пробивался рёв горна Роланда, а блестящий в толпе меч обязательно носил имя Дюрандаль.
И, надо заметить, доступный нам первоисточник «Песни», т.н. «Оксфордский список», свои задачи выполнял отлично. Сказание ушло в народ, его пересказывали, переписывали, оно становилось основой произведений. Вот только всегда находятся люди, желающие узнать, а как там всё было на самом деле, что по этому поводу говорит История. Одним из таких людей является испанский художник Хуан Луис Ланда. Он создал свой вариант «Песни и Роланде», основываясь на научных исследованиях, исторических первоисточниках и версиях авторитетных учёных. Так на смену «Песни» пришла «Легенда», а увлечённые «девятым искусством» читатели получили возможность взглянуть на классический сюжет под несколько иным углом. И этот угол зрения «песенные» образы героев неслабо так преломляет. Ланда делает интересный ход: вместо каноничного «Оксфордского списка» он принимает за основу другой первоисточник, который, по его задумке, написал Анджело Сиракузский, непосредственный свидетель и участник тех событий, их летописец, нанятый для этих целей самим Карлом. Можете не гуглить, Анджело выдуманный персонаж, но идея подачи материала через «альтернативного» рассказчика многократно опробована и вполне изящна.
Итак, Европа, на дворе 777 год. Король франков Карл искренне верит, что он благословлён Господом Богом на высшую цель – обратить весь мир в христианство. Начало комикса застает войска Карла в Саксонии, где воины под предводительством верного королевского паладина Роланда огнём и мечом насаждают истинную веру среди местных язычников, не сильно заморачиваясь проповедями и душеспасительными беседами. Хочешь жить – веруй правильно, хороший язычник – мёртвый язычник, и не важно, женщина это, воин, старик или ребёнок. Тут надо сказать вот что: Роланд – на самом деле не главный герой этой истории. С Карлом мы, читатели, проведём гораздо больше времени, будем следить за ходом его мыслей, осуждать или одобрять его решения, в общем, он тут реально центральный персонаж. Может быть, из-за того, что в паре «Карл-Роланд» он… наиболее вменяем? Ланда рисует перед нами два классических образа религиозных фанатиков, наделённых властью. Но Карл этот фанатизм использует зачастую в политических целях, он амбициозен, самоуверен, его обуревают эмоции и страсти. Он – более живой и цельный персонаж, от которого не всегда понятно, чего ждать. Роланд же прямолинеен, как асфальтоукладчик, решивший поехать по рельсам. Только вера, ничего кроме веры, всё, что идет в разрез с ней – ложно и не принимается во внимание, за веру и короля он готов умереть в любую секунду, вера делает его импульсивным, непокорным… но ничего, кроме этой веры, за персонажем мы не видим. Роланд… да он практически маньяк. Удобный, верный воин, на которого можно положиться, но к вопросам политики его лучше не допускать. А именно политика движет сюжет комикса. На Севере от Франции христианство насаждено в каждый (не сожженный и не разрушенный) дом. На Юге всё сложнее, мусульманская цивилизация сильна. Однажды Карлу поступает интересное предложение: отправиться в очередной крестовый поход против «язычников», отвоевав у эмира испанский город Сарагосу, на тот момент являвшийся одним из центров исламского мира. Предлог для похода – защита христиан и распространение христианства, но у каждой из сторон сделки есть корыстные и вполне мирские мотивы. Так что без предательства у Ланды тоже не обходится, правда, случается оно по другую сторону «баррикад».
Пока войска собираются, автор погружается в военный быт тех лет, расписывает геополитические схемы, воссоздаёт страницы европейской истории, делая их чёткими, фактурными, осязаемыми. Не знаю, что так с изображениями правильных доспехов, мечей или одеяний бедняков, пусть на эту тему выскажутся эксперты, мне же показалось, что всё продемонстрированное в комиксе выглядит вполне убедительно и реалистично. Хотя Ланда и начинает сюжет с почти что фэнтезийного штампа о проклятии, брошенном в лицо врагу на пороге смерти. Да ещё и под сводами священного дерева, на ветвях которого раскачиваются «не христиане». Сам поход войска Карла занимает большую часть комикса и демонстрирует, что Европа в те годы была тем ещё местом. Централизованной власти, как таковой, нет, каждый крупный город – почти что государство со своим правителем и своими законами, которые могут не совпадать с «генеральной линией» Карла. Христианская вера, по замыслу короля, должна была объединить людей, но следование слову Божьему не гарантирует, что в этом конкретном месте представители вот этого племени тебе помогут. Скорее всего, когда ты уедешь дальше, у тебя за спиной они поснимают кресты и будут снова молиться своим богам. Поэтому можно надеяться на Бога, ну лучше взять заложников из семьи местных правителей, старые правила игры доказали свою эффективность, зачем что-то менять? Все эти поступки Карла, образно говоря, выкладывают для его войска дорожки, с которых он, повинуясь поводырю по имени Судьба, не в силах уже свернуть. Одна дорожка ведёт к Сарагосе, которую взять только уверенностью в божьей помощи почему-то с ходу не получается, а другая дорожка петляет между деревьев Ронсевальского ущелья, где уже заготовлена смертельная ловушка.
Историки не очень жалуют фильм Ридли Скотта «Царство небесное», но многие зрители считают его отличным историческим блокбастером, помогающем многое узнать про эпоху крестовых походов и религиозных войн. С этой картиной «Легенду о Роланде», как мне кажется, роднит атмосфера и настроение, если у вас в душе зреет интерес к той эпохе, данный комикс будет вам интересен. Ланда рисует в манере «комикс-реализма», одинаково успешно испанец умеет и в эпик, и в экшен, а и того, и другого тут с избытком. Время было такое. Это не совсем «Песнь о Роланде». Скорее, это совсем не «Песнь о Роланде». Перед нами вполне самостоятельный исторический комикс, возвращающий тот самый героический эпос к его истокам. Становится ли от этого эпос меньше или непригляднее? Конечно же, нет. Роланд – образ, канон, пример и памятник. Просто теперь мы можем увидеть, как, скорее всего, всё было на самом деле. Но в ключевые моменты этого действа, когда герои уходят в Вечность, а История перерождается в Легенду, в угаре битвы так и хочется воскликнуть «Монжуа!!!». Комикс выпущен издательством «КоЛибри» (Издательская группа «Азбука-Аттикус») в твёрдом переплете с суперобложкой, на которой присутствует выборочная лакировка. Формат издания 197х255мм, 120 страниц, тираж 2000 экземпляров.
https://azbooka.ru/books/legenda-o-rolande-graficheskiy-roman?ysclid=m8rli696qo190673786