«Фэнтези», если подумать, всегда немножко «фолк»; каноничные истории про походы за три моря, осады крепостей, былинных героев, волшебные артефакты, богов и демонов не появлялись на пустом месте, в их основе лежит устная и письменная народная Традиция, культура сказок и мифов, передаваемых от поколения к поколению. Сказания, с помощью которых предки трансформировали в понятные образы свой личностный, мистический (из-за крайне ограниченного набора знаний) опыт общения с окружающим миром. Другое дело, что предки за всю историю человечества жили на разных территориях, в разное время, говорили на разных языках и не имели возможности глобально взаимодействовать с другими народностями, поэтому очень часто их мифологический «набор» получался уникальным, необычным с точки зрения носителей другой культуры.
Поэтому, кстати, было необходимо изучать традиции и мифологическое наследие этих групп, как для того, чтобы сохранить нечто уникальное, не представленное нигде более, так и потому, что это, в конце концов, интересно. Это вам любой этнограф и собиратель фольклора скажет. А потом соберёт все свои находки, изыскания, и издаст отдельной книжечкой. Например, про легенды народов Ямала, кочевников тундры, учёным известно довольно много, это даже выделено в отдельный культурный пласт. Но вот что из этого доходит до широкой аудитории? Так, базовый набор, представленный, увы, в основном анекдотами про чукчей (тоже фольклор, но уже созданный не внутри определённой группы, а за её пределами) и понятиями «строганина», «олени», «шаманы», «холодно». Непорядок. Наверное, это слово однажды пришло в голову не только учёным мужьям, но и Александру Хуторенко, уроженцу Ноябрьска и создателю бренда одежды «Yamal». Почему бы вместе с продвижением функциональных и модных вещей не заняться популяризацией фольклора коренного населения Ямало-Ненецкого округа? Так появился проект «Легенда о Ямале», серия комиксов, созданных совместными усилиями «Yamal Hero» и «Другого издательства» под руководством Дмитрия Елецкого, комиксиста и участника «Go-Goat Studios». Правда, в интервью (вы можете прочитать его в сингле «Начало начал») сам Александр Хуторенко говорит и о своём увлечении играми типа «Warcraft» и «Starcraft», фантастическая технологичность которых не могла не оказать влияния. Поэтому в итоге под названием «Легенда о Ямале» мы увидим, разумеется, фолк фэнтези. Но ещё и с приставкой «техно».
Начинать знакомство лучше с самого начала. Поэтому авторы приготовили сингл-пролог «Начало начал». За основу космологии комикса взята ненецкая легенда о сотворении мира и двух богах-антагонистах, которых звали Нум (повелитель Верхнего Мира, «хороший») и Нга (Хозяин Нижнего мира, ада, «плохой»). Только по версии Yamal эти боги вместе со своим братом Тиром и сестрой Анэ прибыли из далёкого космоса на разумном космическом корабле Минлей (в мифах так звали гигантскую птицу). Пафосная сцена появления Минлея из воды, безусловно, вызывает только одну мысль: «Где-то я это видел». Приготовьтесь, она будет посещать вас часто. Спустя века шаман-летописец Самбдорта обращается к базе данных Минлея, чтобы поведать нам две истории. В первой Нга в образе мерзкого подземного червя бросил вызов своим родственникам и пошел войной на крепость Хахенсаль. Тёмная удача ему благоволила, сначала он (не без обмана, «плохой» же) победил полководца армии Нума Каигана, ну очень похожего на одного из обитателей марвеловского Асгарда, затем почти что захватил крепость и уже был готов праздновать победу. Но был побежден Нумом и брошен в Колыбель прямо в крепости. Теперь Нга обречён на беспробудный сон с просмотром жутких кошмаров. Сам Нум решил отправиться в путешествие к звёздам, а из капель его крови было создан зародыш, которому суждено активироваться через много-много веков, чтобы стать новым воплощением Нума. Вторая история переносит нас ко времени действия основной серии: была у Нга влюблённая в него до беспамятства ведьма Парнэко. При нападении на Хахенсаль с ней тоже поступили максимально негуманно, но однажды Ортай, последователь Нга, освободил её. Разумеется, Парнэко поклялась пробудить своего возлюбленного и помочь ему навести свои порядки в этом мире.
В это время в деревне Щучьего Клыка подрастает у местной травницы Ласки парнишка по имени Ямал. Парнишку то радуют светлые сны, то мучают злые видения, но скоро жизнь демонстрирует ему и его соплеменникам, что она гораздо более жестокая, чем самые изощрённые ночные кошмары. Сначала доносится весть о смерти близкого человека, а затем великий воин и один из хранителей крепости Хахенсаль Сапсан (ходит с голым торсом, но зато на руке у него железная перчатка… не Бесконечности, конечно, скорее, можно вспомнить о снаряжении Железного Человека) прилетает на огромной полярной сове и говорит, что на деревню вот-вот нападёт каменный великан и надо спасаться. Тем временем приспешники Нга отправляются в Нижний Мир договариваться о поддержке. Кстати, самое время поговорить о космологии комикс-вселенной. Здесь представлена языческая концепция Мирового Древа и шаманские верования о Трех Мирах: Верхнем, Среднем и Нижнем. Всё согласно мифологии. Но если Ортай и Парнэко в своих обличиях похожи на шаманов – в их нарядах представлен тёмный анимизм, точнее, его постмортальные воплощения, и выглядит всё это, надо отметить, впечатляюще, образ ведьмы так вообще пугающе прекрасен, - то «адские» властелины, сыновья Нга Ийко и Илко похожи на персонажей из «Вахи». Или на злодеев с горячими глазами из старых фантастических мультсериалов. А в некоторых кадрах они вообще косплеят доктора Дума. Другие обитатели тёмного мира больше напоминают монстров Лавкрафта, склизкие щупальца в липкой тьме этим ассоциациям очень способствуют.
Этим событиям посвящен выпуск «Рождение героя», включающий в себя стандартную сюжетную линию об Избранном ребенке и его Защитнике, которые вынуждены отправиться в опасное путешествие. В слове «стандартная», разумеется, нет ничего плохого, но это точно повод прогнать в своей памяти множество историй, которые начинались также. Следующая часть саги переносит нас под стены той самой крепости, которую атакуют толпы злобных орков (и вместе со вполне логичным упоминанием Толкиена обязательно нужно вспомнить и о Борхесе с его четырьмя сюжетами, тут прямо его звёздный час). Но сначала в логове Чёрных Ремесленников, совсем не гномов, куётся копье, способное убить Бога. И тут уже в голове начинает звучать музыка Вагнера. Вообще тёмные «части» космоса Ямала у создателей комикса получаются гораздо лучше, в них больше проработки и реально удачных образов, чем в «Середине», которая всё же очень шаблонна. У «плохих» тут определённо больше харизмы.
А главный герой, спросите вы? Это ребенок, в котором пробуждаются силы, вызывающие у окружающих то восторг, то испуг. Гораздо интереснее наблюдать, как авторы внедряют элементы «техно» в свой сказочный фолк. Тут не только летающий космический корабль и стреляющая перчатка, тут ещё и адский робот-червь с нереально гигантским мечом. Это почти уже трэш, но выглядит неплохо и уместно. Кстати, о том, как выглядит: с первых же страниц становится понятно – по темпу, по стилистике рассказа, по действию в том числе, - что «Легенда о Ямале» ориентирована, прежде всего, на детскую и подростковую аудиторию, это т.н. семейный комикс. Отсюда и условность деления на тёмное и белое, и пафосные злодеи, и выбранная стилистика с отсылками на супергероику и слегка на аниме. Но всё это отлично срабатывает в плане пробуждения чувства ностальгии: каждая страница оживляет воспоминания о том, как надо было пораньше проснуться или побыстрее прийти из школы, чтобы успеть посмотреть что-то очень крутое; например, новые серии «Аватара» про Аанга. Думаю, авторы «Легенды» хотели бы двигаться в этом направлении. И то верно, никаких ограничений у них нет, они – спойлер? – даже космические полёты на другие планеты могут ввернуть в фольклорное фэнтези.
Что касается Ямала, то на данный момент издано три выпуска. Ещё два вышли под названием «Легенда о Сапсане», о них мы тоже поговорим. Хочу отметить, что у нас издают очень мало именно отечественных комиксов для юной аудитории, это неправильно и их нужно больше. Люди должны воспитываться на хороших книжках с картинками с детства. Проект про Ямала и Сапсана – пример как раз хорошего комикса, у детей и подростков должны быть правильные герои, до антигероев с серой моралью они дойдут сами, потом, когда будут готовы и уверенны в том, что добро обязательно должно побеждать. Комикс простой, но в нём есть, если хотите, атмосфера Севера, плюс ощущение сказочности и дух фэнтезийных приключений. Станет ли он брендом в отечественной комикс-индустрии? Посмотрим, создатели делают всё для этого. Например, настольная игра вышла, раскраска, готовятся другие проекты. Пролог издан в формате сингла, в нём 32 страницы, есть упомянутое в начале интервью, концепты персонажей и арты, фиксирующие процесс создания страниц. Тираж 2000 экземпляров. «Рождение» и «Осада» напечатаны в формате тпб, в них по 48 страниц. В первом случае тираж 2000 экземпляров, во втором – 1000.