«Медицинский детектив» является весьма популярным ответвлением детективного жанра. Снимаются фильмы и сериалы (в т.ч. «Доктор Хаус», запустивший волну хайпа), пишутся книги, в которых герои в разные временные эпохи разгадывают загадки и расследуют преступления, в чём им помогают знания в анатомии, медицине, биологии, химии и других науках, связанных с функционированием очень сложного и хрупкого механизма - человеческого тела. Стартовавшее ещё в 2011-м в виде веб-романа ранобэ «Монолог фармацевта» является представителем одного из поджанров «медицинского детектива», который можно охарактеризовать как «фармакологический детектив». Но, разумеется, «Монолог» не только про это, здесь также органично переплетены история и культура Востока, мелодрама и романтика. Ранобэ быстро вышло на орбиту популярности, и к 2017-му году получило манга-адаптацию, а в 2023-м появились первые серии аниме по мотивам, что увеличило интерес аудитории к «Монологам». Но нам сейчас как раз предстоит поговорить о манге, первые два тома которой вышли на русском языке в издательстве «XL Media».
Как ни странно, но место действия «Монологов», вымышленная стран Ли, гораздо больше похожа на средневековый Китай, нежели на Японию. Наверное, колорита там было больше, а, может быть, не хотелось проецировать некоторые «сомнительные» моменты на историю своей страны (где нечто подобное, разумеется, тоже происходило). Молодой император, Сын Неба, живет в роскошном городе в окружении слуг, придворных, представителей аристократии и, конечно же, наложниц. У каждой из наложниц есть свой дворец и своя команда прислужниц и евнухов (потому что мужчины, кроме императора, не имеют права находиться на территории проживания императорских жён). Нужно понимать зацикленность носителей азиатского менталитета на правилах и этикете, чтобы вникнуть во всю эту сложную систему рангов. Вот кажется, что задача у наложниц простейшая - обеспечивать господина уютом, демонстрировать свои манеры и воспитание и, самое главное: родить ему как можно больше наследников. Но всё совсем не так просто и логично, иначе бы наложницы императора не делились на благодетельных или нравственных, они не переходили бы по наследству, и уж точно несовершеннолетняя девочка не могла бы стать одновременно и наложницей, и свекровью.
Но придворный этикет такой, какой он есть, а вопросы крови всё ещё остаются самыми сложными в мире. Разбираться во всём этом предстоит главной героине, которую зовут Маомао. Надо отметить, что если у наложниц и придворных дам статус «Всё сложно», то у простолюдинок, «к счастью», жизнь попроще - в том плане, что их никто особо ни о чём не спрашивает и мнение их о своей судьбе мало кого из мужчин волнует. Стать служанкой в императорском дворце - отличный вариант, когда жизнь реально удалась. Красивые молодые девушки могут рассчитывать на работу в т.н. «доме цветов», это что-то вроде элитного борделя, где дамы ублажают кавалеров всё же больше манерами и общением, ласкают их слух игрой на музыкальных инструментах и обеспечивают комфортный отдых. В такой «дом» красивую девушку могут отправить её родственники, также её можно туда продать. Это всё нормальные, перспективные варианты. А остальные девушки… ну, как повезёт. Маомао (работавшая в одном из таких «домов», но по другому профилю), например, однажды отправилась собирать лекарственные растения и её просто и без затей похитили, после чего продали в императорский дворец. И она оказалась ещё должна своим похитителям.
Маомао становится низшей служанкой во дворце императорских жен. Неприметная серая мышка, коих много, ещё и веснушки на лице. Смотрит иногда на первых красавиц государства и завидует тому, как природа их щедро одарила во всех местах (и вздыхает о том, что природа отдохнула на ней, не выдав даже желанного второго размера), особенно в области груди. Это не проявления озабоченности, если что, сами создатели манги на этом постоянно делают акцент, а художник ещё и подчёркивает данное обстоятельство. Но жизнь Маомао начинает меняться, когда выясняется, что новорождённые дети наложниц умирают, возможно, не от естественных причин. Да и сами жёны императора подвержены странным хворям. При чём тут Мао? Девушку воспитал её отец, специалист по лечебным травам и разным ядам, и его дочь оказалась достойным учеником. Мао тут как бы выступает в двух ролях, она и «увлечённый гик», и «чокнутый профессор». Мао знает, какие травы и снадобья могут исцелить, а какие - вызвать недомогание, аллергическую реакцию и смерть, причём не всегда быструю, а замаскированную под болезнь. Яды же вызывают у неё полный восторг вперемешку с научным интересом, поэтому Мао ещё в «доме цветов» активно тестила их на себе, принимая маленькие дозы, изучая воздействие, симптомы, вырабатывая иммунитет. Девушку с такими хобби встретить даже в наши дни непросто, при дворе же императора она производит шок, когда пробует отравленную еду, восторженно улыбается и требует «Ещё!».
Да, Мао в самом начале решает одну задачку с отравлениями и быстро переходит в Нефритовый дворец, поступая в услужение к наложнице Гёкуё, пробуя для неё еду. И пусть простят меня читательницы, но есть такой устойчивый стереотип про то, что женский коллектив - это натуральный клубок змей, где все друг друга любят и мило друг другу улыбаются, но стоит только допустить оплошность… всё, пиши пропало, разговоры за спиной, перерастающие в злорадный змеиный шёпот, не самое страшное и неприятное, что может здесь произойти. А тут ещё и несколько наложниц, их команды прислужниц, у всех своя униформа, все конкурируют, выслуживаются, жёсткий этикет... короче, мужчина, попади сюда, сам бы, как Мао, кричал «Ещё!», глядя на тарелку с отравленным супом.
Поэтому за жизнью наложниц присматривают евнухи, не совсем уже мужчины. Один из них - жизнерадостный и лучезарный юноша Дзинси, настоящий краш всех служанок. Несмотря на его внешность и манеры, он тут кто-то вроде начальника службы безопасности и управляющего одновременно. И ему очень приглянулась Мао. Сначала Дзинси явно впечатлили её таланты в области фармацевтики, а потом он начал откровенно подкатывать к девушке то, чего у него, по логике вещей, нет. Теперь он часто вызывает её к себе и даёт поручения, а ещё чаще словно возникает из ниоткуда и пытается наладить со своей «новой игрушкой» контакт. Конечно, тут авторы отрабатывают тренд, получивший максимальное развитие в эпоху популярности романа «50 оттенков серого», когда влиятельный и состоятельный мужчина проявляет интерес к «серой мышке», добиваясь её расположения. Но это всё ещё актуальная тема для романтичных историй, рассчитанных на женскую аудиторию, так что ничего странного. Но и ничего нового тоже.
Маомао быстро идёт на повышение. Да и как иначе: разгадав тайну детских смертей и хвори родивших их жён, Мао спасает благородных людей от ядов и пищевых аллергий, которые кое-кто может использовать в своих целях. Попутно разбираясь в тонкостях придворного этикета (например, выясняя, почему все вокруг дарят ей дорогие шпильки для волос), что может оказаться не менее запутанной задачкой. Во втором томе манги Мао участвует в расследовании (само)убийства, и так втягивается во всё это, что даже поездка домой, к бабушке, перерастает в поиски виновника двойного отравления. Может быть, у вас уже созрел вопрос: «А при чём тут монолог?». Всё дело в методике, которую использует главная героиня: девушка в своём воображении расставляет все улики по полочкам, постоянно проговаривая свои действия, пытаясь выстроить правильную цепочку событий. И вот здесь и начинается детектив, причём настоящий, запутанный и интересный. Иногда авторы манги подкидывают улики читателям заранее, словно приглашая их присоединиться к расследованию, но обычно - у меня уж точно - это вызывает реакцию «И как я сам этого раньше не заметил?». В целом это увлекательно, и если вы любите разгадывать детективные головоломки, то тут есть, на что посмотреть. Постепенно череда происшествий и связанных с ними улик начинает складываться во что-то более сложное и глобальное, чем просто тайные разборки за передел сфер влияния во дворце, а там уже и выясняется, что с этим как-то связаны близкие Мао. Интрига? Однозначно. Как гласит правило, в расследовании главное не выйти на самого себя.
«Монолог фармацевта», повторюсь, делает центральной темой повествования сложное социальное положении женщины в те времена, это проявляется почти в каждой из представленных ситуаций. Девушки живут в условиях строжащих ограничений, о настоящей любви и думать сложно, любить приходится того, за кого тебя выдадут замуж родственники - точнее, делать вид, что любишь, но уж этому процессу нужно отдаваться с полной отдачей. Если же социальный статус девушки намного ниже, то за человека её в принципе мало кто считает, даже родня, которая озабочена лишь тем, чтобы девушка приносила прибыть. Неожиданно выясняется, что Маомао сама себе рисует веснушки, уродские с точки зрения окружающих. Зачем? C «уродки» и спрос меньше, и её вряд ли возьмут силой. Мужчина прав в любой ситуации, даже с точки зрения закона, который точно не будет вступаться за какую-то девицу из «дома цветов». Поэтому нужно действовать тайно. Так женщины открыли для себя яды, этих тихих убийц, так они освоили целую науку, совершенствуя свои навыки. Такая вот фармацевтика. И такой вот детектив, в котором главная героиня неслабо идёт на опережение - например, ещё в этом условном средневековье демонстрируя вполне себе рабочую (на словах так точно) методику выявления отпечатков пальцев. Был бы я тик-токером, проверяющим всякие лайфхаки, побежал бы уже этот способ проверять.
Маомао, кстати, зря считает себя некрасивой, художник манги не даст ни малейшего повода так думать. Она очаровательна, миловидна, умна и при этом у неё есть характер. Приодеть - так вообще вскружит голову. Кстати, именно в плане пышных одеяний и богатых украшений манга радует глаз, вся эта придворная роскошь впечатляет. Из-за чего, правда, остро не хватает цвета, ведь по сюжету иногда очень важно различать цветовую семиотику, когда оттенки и расцветки могут сказать окружающим гораздо больше, чем прямая речь. Авторы постарались с бонусами, тут не только в конце каждого тома короткие комиксы есть, они ещё и на форзацах с нахзацами размещены. В конце томов напечатаны восторженные слова благодарности от создателей оригинального ранобэ. И это дополнено эскизами. Твёрдый переплёт, глянцевая обложка. В первом томе 366 страниц, во втором 398, присутствуют цветные вставки в начале каждого оригинального тома. Тиражи не указаны, книги отпечатаны в Китае.