Создатели «Незнайки на Луне» (имеется ввиду анимационный фильм 1997-го года) и «Приключений Колобков» (культовый, крутейший комикс, получивший некоторое время назад заслуженное переиздание) размышляют над продолжением «Терминатора», для чего вводят в сюжет гигантского робота, словно телепортировавшегося из старого аниме. Ничего необычного, в девяностые бывало и не такое. Александр Юткевич и Юрий Якунин придумали «Мёбиус. Петля бесконечности» для журнала «Computerworld», где уже печатались их карикатуры, но дальше заключения договора дело не пошло и комикс так и остался лежать в ящике стола. Прибывая, так сказать, в роли кота Шредингера (на этот парадокс тут не единожды будут ссылаться), вроде как существует, но никто его не видел. До недавнего времени, пока за дело не взялись энтузиасты из издательства «Alpaca», делающие всё для возвращения читателям старых отечественных комиксов. Поскольку журнал, выбранный изначально для публикации «Мёбиуса», был посвящён компьютерам, многие термины и темы, крайне модные и актуальные в девяностые, перекочевали в сюжет, став его неотъемлемой частью наравне с квантовой физикой, НЛО, путешествиями во времени и эстетикой американских фантастических блокбастеров с VHS, представленной, правда, с карикатурной иронией, свойственной для советской развлекательной периодики.
В эпоху этих самых VHS и песен типа «Прощай, Америка!» очень котировались западные герои, поэтому персонажи «Мёбиуса» - американцы. Учёные, домохозяйки, военные и все остальные, разбросанные сюжетом по разным узнаваемым локациям типа Сан-Хосе, Лос-Аламос, Маунтин-Вью, Кремниевая Долина и т.д. Главного героя зовут Кевин Винтер, он изобретатель, эдакий кудрявый пухляш в клетчатой рубахе. Несмотря на американское происхождение, больше всего похож на лаборанта советского НИИ (не исключено, что в допускающей параллельные реальности мультивселенной «Мёбиуса» он в итоге стал Гением Евгеньевичем Чудаковым из «Фиксиков»), и эта «советскость» прослеживается не только в его образе, но и во всех аспектах и персонажах комикса. Его супруга Линда, например, демонстрирует характер «настоящей русской женщины» (в одном из эпизодов, правда, примеряя на себя костюм и роль Евы, той самой, из райского сада), доминирующей над послушным мужем, брутальный генерал американской армии очень похож на своего коллегу из советских анекдотов, а в финале его так и вовсе пробивает окончательно и он голосит «Из-за острова на стрежень».
Но вернёмся к Винтеру. Однажды Кевин презентует Линде прибор, который, судя по описанию, сейчас бы представлял собой VR-очки с Искусственным Интеллектом и доступом в Интернет. Но Кевин называет это «Усилителем мозга» и предлагает испытать это супруге. В это время… хотя нет, как раз не в это время, тут это вообще, чем дальше, тем более абстрактное и нелинейное понятие… так вот, мы переносимся в прошлое, в котором маленький Кевин играет на стройке в «Вождя краснокожих». Детские «садистские стишки» живописали нам в деталях, что бывает, когда «Маленький мальчик по стройке гулял», но здесь результат неосторожного хулиганства точно не был предвиден поэтами из школьного детства, потому что в сюжете появляется.... НЛО. Которое спустя годы исследуют американские военные (и одна американская уборщица), не подозревая, что это не корабль инопланетян, а, нечто большее. Нечто, что тайком строит гигантского робота, пользуясь земными ресурсами. И это будет не «хороший» Шварц из второго «Терминатора», это будет машина уничтожения по имени Гуллиборг. Победить Гуллибога и создавшего его Супермозга можно с помощью изобретения Кевина, но использование «Усилителя мозга» приведёт к куче временных и физических парадоксов. Сюжет сам закрутится в петлю Мёбиуса, наполнится «котами Шредингера», «суперпозициями» и прочими «квантовыми величинами», что как-бы и усложняет историю, и, в то же время, заставляет испытывать чувство гордости за наших авторов и читателей, для которых это не являлось чем-то невероятно-непонятным.
На протяжении всего комикса заметно, что для Люткевича и Якунина, как для художников, формат карикатуры наиболее близок. Может быть, «Мёбиус» тоже планировали публиковать в журнале в виде коротких фрагментов, стрипов и карикатур. Внутри сюжета много коротких комичных сценок, гэгов, вписывающихся в каноны «газетной сатиры». Сам чёрно-белый рисунок ближе к шаржам, если говорить об изображении персонажей. Мне показалось, что в графике гораздо больше руки Люткевича, особенно футуристические страницы с Секретной Станции Хронопортации максимально напоминают визуал «Незнайки». В плане юмора есть масса отсылок, явных и не очень. Например, мерилом того или иного временного периода для авторов являются транслируемые в радиоэфире слухи об участниках группы Beatles. На одной из страниц друг друга приветствуют мистер Хьюлет и мистер Паккард; сейчас это не очевидно, но в те годы шла очень массированная реклама продукции компании этих «мистеров», и они были на слуху даже вне профессиональной среды. Фраза «Я не из тех, кому нужно повторять дважды» в комиксе… повторяется дважды. Некоторые сцены заставляют вспомнить не только армейские анекдоты, но и сценки из «Фитиля» про нерадивых строителей. И так далее.
Сложись всё иначе, как и было задумано, у нас мог быть свой Мёбиус. Пусть и не Жан Жиро. Но случилось так, как случилось. Спустя годы одна из неизвестных работ Русского Комикса была представлена интересующейся общественности. И этот факт уже делает её интересной. А некоторые высказанные с юморком идеи - ещё и актуальной в некоторых аспектах. Так что будете проходить мимо, по петле Мёбиуса, обязательно загляните к Кевину Винтеру и его супруге, у них творится забавный кавардак с пространством и временем. Хоть на робота посмотрите, он очень олдскульный. Издание от «Альпаки» выпущено в твёрдом переплёте размером 220х150мм, на обложке - выборочная заливка лаком. Есть предисловие Александра Юткевича и реклама других ретро-изданий «Альпаки». 120 страниц, тираж не указан.