Порой ностальгия трогает лишь чуть-чуть, но всё равно это очень приятное чувство. А иногда прямо бьёт наотмашь, вот как сейчас. «Удар» чувствуется, лишь только распаковываешь этот комикс от плёнки, проводишь рукой по суперобложке, переворачиваешь первые страницы… и тут же вспоминаешь, как в школьные годы все вокруг, включая тебя, разумеется, запоем смотрели мультсериал про мышей-рокеров с Марса. Собирались на квартире у приятеля, ведь в компании смотреть было интереснее, если не успевали на эту тусовку - потом после школы участвовали в бурном обсуждении увиденной серии. В силу того, что учиться мы могли в разные смены и расписание бывало «плавающими» (девяностые, учителя приходили-уходили чаще, чем электрички, бардак был везде), нередко приходилось самостоятельно «вносить коррективы» - назовём это так на случай, если меня читает моя мама, -, в программу посещаемости уроков, когда это мешало просмотру. Так что в том, что я до сих пор не директор «Газпрома» и не скупаю гектары земли как Лимбургер, точно виноваты Рик Ангар, создатель этого сериала, и его мыши-рокеры. Точнее, они всегда были мышами-байкерами, но в те годы рокеры являлись более понятными и популярными персонажами, байкеров же мы вообще не видели вживую, а голливудские фильмы демонстрировали их исключительно как бандитов, выступавших против закона.
В фанатском издании от «Варгусь», увидевшем свет благодаря успешной компании на бумстартере, оригинальное название вернули, также немного подкорректировали имена персонажей, например, Дроссель стал Троттлом. Непривычно, но привыкаешь. В сборник вошли три выпуска основной серии 1993-го года плюс материалы из ежегодника 1995-го года, выходившего только в Англии. Эти самые три (изданные в оригинале Marvel в поддержку сериала, поэтому тут даже обязательная «замануха» «Стэн Ли представляет» в наличии) выпуска - собственно, основа основ, пересказ ориджина персонажей. Тут надо озвучить одну мысль, которая в детстве в голову не приходила, а вот сейчас кажется очевидной: троица мышей создавалась в ответ на популярность черепашек-ниндзя. Чего даже сами Модо, Троттл и Винни особо не скрывают, высказывая свое отношение к земноводным конкурентам фразой: «Всё лучше, чем черепахи!» в ответ на закономерный вопрос: «Меня спасли гигантские тушканчики?». Тушканчиков и мышей не различает здесь Чарли, владелица гаража «Последний шанс» и великолепный механик, но это заблуждение в видах грызунов - единственная претензия, который можно предъявить рыжеволосой красотке. Да, она воспринимается как местная Эйприл, только характер у неё более крутой, палец в рот ей не клади. Да и как иначе, должна же Чарли соответствовать своим новым приятелям, которые прямо-таки олицетворяют маскулинность в том виде, в каком её было принято транслировать в массовую культуру девяностых. Брутальность, крутость героев, крепкие словечки и остроумные фразочки, призванные укрепить доминирование над противником, который ещё не понимает, бедолага, с кем связался - это основа комикса, его база. Да, как и у черепах, у мышей тоже есть фаст-фудные предпочтения, вместо широко разрекламированной пиццы они предпочитают хот-доги.
В начале истории Винни, Троттл и Модо - побитые, но не сдающиеся участники марсианского сопротивления. Дело в том, что Марс захватили плутарики, которые сначала истощили свою планету, а потом принялись за другие миры. С красной планетой у захватчиков, увы, всё получилось, поэтому троица последних борцов за свободу вынуждена бежать с родной планеты под залпы лазерных пушек, волей судеб оказавшись на Земле, в Чикаго. А это автомобильная и гангстерская столица США, город как раз для таких крутых парней. Поначалу троица не планировала здесь задерживаться (оно и понятно, здоровенные говорящие мыши на байках - среди людей это самое настоящее палево), хотя знакомство с Чарли оставило у них самые приятные впечатления. Но скоро выяснилось, что на Землю тоже положили глаз плутарики. Чикагский воротила Лимбургер выглядит отвратно и так же смердит, но у него всё схвачено, подпольные цеха штампуют миллиарды фальшивых долларов, на которые он скупает недвижимость в городе. Такими рисовали «проклятых капиталистов» на советских плакатах, так изображали мафию в Штатах, образ понятен и, увы, узнаваем. У Лимбургера есть приспешники, тупой Чумазоид (не знаю почему, но иногда его даже становится жалко) и доктор Карбункул, каноничный «сумасшедший учёный» с садистскими наклонностями, которые он реализует на своём подопечном Фреде. Именно Карбункул всё время выдумывает «гарантированный» способ изничтожения мышей, например, натравливает на них Икс-Терминатора. Это пародия на персонажа культовой франшизы, данный тип выглядит так, будто Шварц в первом фильме себе не только глаз и руку решил починить, но в основательно так ободрал мешающий ему кожный покров.
Собственно, сюжеты всех глав сборника строятся по логике мультсериала, «одна история - одно приключение». Все три главы плюс бонусы посвящены разборкам с Лимбургером. Но есть одно «но»: если иные герои подобных историй (не только черепашки, на самом деле, их много) обычно реагируют на какие-то провокации и атаки со стороны врагов, то мыши на байках предпочитают времени не терять и сами мчат в атаку, раз за разом атакуя башню Лимбургера. Вот такие они крутые. И эту крутость, которая не просто на словах, отлично передают художники этой серии Рюрик Тайлер и Гэри Филдс, выдавая стиль в лучших комикс-традициях того времени. Тут всё «гипер» плюс ещё чуть-чуть: мускулы, адреналин, лазеры и взрывы, не забудьте добавить рёв моторов с запахом жжёной резины и у вас сложится идеальная картинка победившего брутализма. Да, сейчас это выглядит наивно и местами трэшово, но эта и есть та самая бескрайняя фанатская радость в чистом, концентрированном виде.
Бонусные истории продолжают генеральную линию сериала. Пока Чикаго погружен во тьму, парни на байках ставят на место чикагских «нефоров», а Чарли не может спокойно провести свой выходной, всё время подосланные Лимбургером фрики норовят испортить ей день. Надо заметить, что именно эти истории из ежегодника окончательно укрепляют в мысли, что Чарли - совсем не классическая «красотка в беде», которую нужно постоянно спасать, она сама себя спасёт, если надо. Жаль только, что в некоторых местах художник рисует её, мягко говоря, в не самом симпатичном виде, она достойна большего. Также в этом сборнике можно найти досье на каждого персонажа, исполнено это в виде очень популярных в девяностые «дневников», где каждый из одноклассников должен был поделиться фактами из жизни, мечтами, воспоминаниями и всем таким прочим. И целых три страницы выделены для поимённых благодарностей тем, кто поддержал проект по изданию комикса на краудфандинге. Свершилось буквально маленькое чудо и открылся настоящий портал в детство. А там было совсем не плохо... Комикс увидел свет в твёрдом переплёте с супером, есть шанс урвать издания с несколькими альтернативными обложками. Формат 163х245мм, 108 страниц, цветные арты на форзаце и нахзаце, плотная мелованная бумага. Кстати, в таком виде данные комиксы нигде в мире не издавались, это эксклюзив.