Парадокс: кого не спроси, все категорически осуждают буллинг, называют его неприятным, постыдным явлением и никогда этим не занимались. При этом по статистике около пятидесяти процентов подростков сталкиваются с этим в школах и прочих учебных заведениях. И это учтены те, кто находит в себе силы и смелость говорить об этом. Так что на лицо серьезная проблема. Которой посвящено множество произведений во всех жанрах и формах. Много об этом рассказывают и японские мангаки. Вот, например, очередная манга, изданная на русском XL Media, абсолютно точно ставит буллинг в центр повествования и взаимоотношений главных героев. Тут даже есть проявления мазохизма в рамках школьных будней. И явные отсылки к стокгольмскому синдрому. При этом у создателя этой манги, скрывающегося под псевдонимом Нанаси, получился вполне себе лёгкий, романтический сериал, по мере развития которого главная злодейка и мастер буллинга тысячного разряда оказывается вовсе не такой уж и злодейкой. А сам буллинг… может стать отправной точкой процесса мотивации?!
Вечная проблема «маленького человека» свойственна не только русской литературе, но и японской манге. Конкретно в этой нарисованной истории главный герой настолько обычен, ничем не примечателен (с точки зрения других школьников), что его даже никто не называет по имени, в первых томах оно так вообще только указано в аннотации на задней странице обложки. Зовут его, если что, Наото Хатиодзи. К нему, конечно, прилипает погоняло «сэмпай», но это уже часть изощренной программы издевательств. Сэмпай Наото – каноничный «ботан» и вечный «последний девственник школы». Общество других людей ему не особенно приятно и понятно, зато он хорошо рисует и даже трудится над собственной мангой. И любит почитать мангу других авторов, ту самую, в которой обыватели видят только картинки для озабоченных, но истинные гурманы ценят её, конечно же, за захватывающий сюжет. С заветным томиком популярной серии сэмпай обычно укрывается в классе ИЗО, до определённого времени это было его личным, надежным убежищем… пока однажды в жизни парня не появилась назойливая, шумная Хаясэ Нагаторо, профи доставания, изощренных подколок и унизительных розыгрышей, заставляющих «жертву» либо покраснеть, либо заплакать.
При первой встрече с этим тираном Наото и краснеет, и плачет. Честно говоря, неприятно наблюдать, как парня доводят до слёз, пусть это «всего лишь нарисованная история», никто вообще не должен испытывать подобного. Поэтому Нагаторо сперва вызывает только антипатию, как и её верные подружки, типичные «курицы», пытающиеся быть такими же крутыми, как Хаясэ. Нагаторо, найдя объект для унижений, раскручивается на полную: то гнобит сэмпая за мангу с голыми фэнтезийными героинями, то называет его рисунки мазней, хотя сама охотно для них позирует, то прикидывается вампиром (хотя ей больше подошёл бы образ дьяволицы), то испытывает на Наото новые приёмчики, то выдумывает занятные (в лобой другой ситуации) игры типа «найти соски», назойливо и насмешливо вторгаясь в сферу близких и, чего уж там, очень вожделенных, но пока что недосягаемых героями-школьниками отношений между мужчиной и женщиной.
Из сцен с этими унижениями и розыгрышами состоит первый том русского издания манги. Наото, по всем правилам психологии, проходит основные стадии: отрицание, гнев, торг, депрессия и так далее. Деваться особо ему некуда, Нагаторо найдёт где угодно. Но, постепенно - да, в хороших историях всегда есть вот это «Но, постепенно» - Наото начинает замечать, что общество Нагаторо не то, чтобы сильно ему нравится, но вносит определённое разнообразие в его жизнь. И не только в том плане, что точеная фигурка тирана в купальнике способна разбудить всякие там фантазии. Просто как будто Наото… становится кому-то нужен. Согласен, странный вывод в плане осуждения буллинга, но в манге это всё, будучи представленным чередой глав-скетчей, подано аккуратно, в атмосфере явно намечающего ромкома.
А во втором томе доставания Нагаторо приобретают явный мотивационный оттенок. Как выманить гика-одиночку на море в компании приставучих, но симпатичных школьниц? Как заставить его бегать по утрам и начать уже разбираться в динамической и статической растяжке? Только пинками, оскорблениями, розыгрышами и другими способами из арсенала Нагаторо. Которая осторожно, медленно и неожиданно для самой себя начинает вроде как проникаться симпатией к своей жертве. И тут уже начинаешь интересоваться вопросом не «Как?», а «Зачем?». Нагаторо, разумеется, никогда в этом не признается, но почему-то своих подружек уже начинает гонять подальше от сэмпая, стоит только им начать издеваться над ним. Да и «мудрые наставления» о том, как гику пригласить девушку на свидание или хотя бы просто погулять с ней на празднике как-то сами собой приводят главных героев в облюбованные местной молодежью места для поцелуев. Или даже домой к юной тиранше. Иногда Нагаторо так мчится выручать своего бестолкового болвана, что не остаётся никаких сомнений в том, что паренёк ей небезразличен. А когда на горизонте начинает маячить её новая подружка, которой сэмпай интересен не как объект психологических издевательств, а как самый обычный парень, завихрения сюжета начинают образовывать фигуру любовного треугольника. Пока очень, знаете ли, зыбкую, фантомную.
Заметно, что Нанаси делает упор на исследовании психологии именно Нагаторо. Которая то кажется демоницей со своими пятьюдесятью оттенками серого, то явно проявляет черты жертвы, которой комплексы категорически не позволяют просто признаться себе в том, что вот этот самый парень ей симпатичен. Короче, у этой парочки всё не просто в отношениях и это переводит мангу из разряда скетчей про буллинг в романтическую историю, непредсказуемую в своём развитии. Конечно, всё, что делает Нагаторо, выглядит зачастую ужасно. Но в итоге это даёт положительный результат. Нет, никакого оправдания буллинга тут нет и быть не может. И да, есть ощущение, что так бывает только в манге. Забавной, этого у неё не отнять. С лёгким фансервисом. Посмотрим, как будут развиваться события, новые тома у Xl Media выходят весьма регулярно. Серия издается в твёрдом переплёте с глянцевой суперобложкой (на задней стороне которой расположились короткие скетчи), формат издания 130х200 мм. В первом и втором томах по 306 страниц, тиражи не указаны.