В России уже изданы или продолжают издаваться основные работы Тацуки Фудзимото, «Огненный удар» и принёсший японцу мировую известность «Человек-Бензопила». По этим сериалам можно сформировать свое отношение к творчеству мангаки, понять, какие темы ему близки и какие, подчас запрещённые, приёмы он использует. Поэтому стоит предупредить фанатов Фудзимото сразу: в его ваншоте 2021-го года «Оглянись» не слышно агрессивного рёва бензопилы, нет расчленёнки, даже никто никого не съедает. Хотя и присутствуют тревожащие сцены насилия. И это в истории про двух девочек, которые однажды решили, что станут настоящими мангаками. У них будет хитовая серия, потом по ней обязательно снимут аниме. А началось всё это со школьной газеты четвероклашек, для которой ученица средней школы Кё Фудзино раз в неделю рисовала ёнкомы, короткие комиксы на четыре кадра. Одноклассникам нравилось, учитель хвалил, увлечение рисованием приносило Фудзино чувство удовлетворённости и важности. Пока однажды рядом с её ёнкомами не появились комиксы Кёмото, ученицы из параллельного класса, которая никогда не посещает школу.
Мангаки в Японии по своей популярности способны достичь уровня поп-звёзд. При этом всегда и везде подчеркивается, что создавать мангу – значит обрекать себя на тяжелый труд, недосып, стёртые карандашами пальцы, кофеиновые передозы и преследующие с настойчивостью маньяка дедлайны. Мангаки часто жалуются на свою нелёгкую жизнь в предисловиях к своим историям или же в интервью. При этом творцы манги нередко сами становятся героями успешных сериалов, взять того же «Бакумана». Но «Бакуман» - это «производственный роман» с большой долей мотивации, он с восточной настойчивостью закрепляет у читателей мысль о том, что да, рисовать и придумывать мангу сложно, но надо трудиться, учиться, преодолевать преграды и всегда следовать своей Мечте. «Оглянись» - тоже история о мангаках, но Тацуки подходит к данной теме с несколько иной стороны. На самом деле, с нескольких сторон. Вообще, удивительно, как Фудзимото, у которого его самый главный герой, Дэндзи из «Человека-Бензопилы», всё никак нормально не сходит на свидание за столько томов кровавого угара, в столь короткой истории умудрился рассмотреть и показать так много смыслов, тем, ментальных состояний. Да даже вариантов реальности тут несколько, причём не до конца понятно, какой же в итоге оказывается самым реальным. После прочтения манга «Оглянись», уж извините за каламбур, настойчиво требует от читателя оглянуться, вновь погрузиться в атмосферу, в которой много осеннего (не взирая на времена года) сплина и даже депрессии, вызванной чувством необратимости и гложущим ощущением того, что благими намерениями и желанием помочь ближнему в очередной раз выложена дорога на не самые благополучные территории, где даже не теплится жизнь.
Как изобразить труд мангаки? Фудзимото прибегает к минимализму. Комната. Стол у окна. За столом сидит девушка, всегда повернутая к нам спиной. День. Ночь. Смена времен года за окном. Потом лет, проносящийся мимо. Комнаты могут меняться. В комнатах может появляться что-то новое, например, на книжной полке будет расти количество танкобонов с авторской серией манги главной героини. Но застывшая поза (убеждающая, что героиню ждёт масса проблем со здоровьем, начиная от неправильной осанки и до испорченного зрения), говорит о том, что перед нами – заложница своего труда. Или, наоборот, абсолютно свободная личность, достигшая в творчестве Нирваны и сбежавшая из скучной реальности. Череда подобных сцен показывает, что в жизни героини ничего больше не происходит, но это обманчивое чувство. Случается зависть. Но не «чёрная», подтягивающая за собой ненависть, а вызывающая желание доказать всем и, прежде всего, самой себе, что «Я лучше!». Появляется обида и опускаются руки, когда героине кажется, что она достигает своего предела и не сможет сделать лучше. Неожиданно образуется дружба, пусть и приправленная тщеславием, ощущением собственного превосходства. Выстраивается карьера, рассекающая дружбу на две половинки, «Мы всё делаем вместе» и «Ты всего лишь рисуешь фоны!». Происходит трагедия, набрасывающая груз ответственности и усиливающая желание сбежать от реальности и исправить всё где-то в ином пространстве, где можно обратить время вспять.
Чего Фудзимото никогда не делал? Пожалуй, не создавал на сто процентов хороших, положительных персонажей. У каждого есть какой-то тёмный сдвиг: может, психические проблемы, может черты характера. В «Оглянись» всего две героини и обе они… сложные. Неоднозначные. При этом – самые обычные люди, со своими заморочками, чувствами и желаниями. Ну, если только несколько иначе реагируют на горестные вести. Фудзино, повторюсь, открывается как персонаж через зависть и тщеславие, но хейтить её за это сложно, тут как в притче, кто сам без греха…Что ещё можно сказать об этой манге? В один момент в ней происходит событие, в дальнейшем ставящие под сомнение реальность происходящего. Листок с нарисованной от руки ёнкомой Фудзимото превращает в ленту Мёбиуса, и поди разберись, какая из её сторон отражает настоящие события, а не выдуманные, призванные смягчить чувство вины. Мангака – настоящий, не нарисованный другим мангакой, - не оставляет однозначного ответа на вопрос «Что тут произошло на самом деле?». Зато, как мне кажется, чётко описывает, какого это -быть творческим человеком, посвятившем жизнь одному делу. Получается, что этот человек всё же больше заложник, чем свободная личность. Причём заложник не столько читателей, редакторов, издателей и прочих вращающихся вокруг него людей, сколько самого себя. Но обобщать всё же не стоит.
Грустная манга с послевкусием, налётом эскапизма и переживанием взросления. Плюс простой, но стильный рисунок Тацуки, уже сформировавшего образ своей, «фудзимотовской девушки». Одним словом, хорошо. И есть над чем подумать. Как ни странно, после прочтения тянет взять в руки бумагу, карандаш и порисовать. Ваншот «Оглянись» вышел в издательстве «Азбука», здесь у нас твёрдый переплёт с глянцевой суперобложкой, формат 136х200мм. 144 страницы, тираж 15000 экземпляров.