21 сент. 2025

Мнение: Отряд "Варград XIII"

Недалёкое, не хочется в это верить, но будущее. Февраль. Восточная Европа объята войной, разрушенные здания стоят скорбными надгробиями, понуро ожидая очередного артобстрела или бомбардировки, которые окончательно сотрут их с лица земли. Иссиня-белый снег всё чаще открашивается красным. Казалось бы, обычный с точки зрения человеческой истории конфликт, но что-то в нём идёт не так. Это что-то витает в воздухе и сводит даже хорошо подготовленных людей с ума. Командир отряда разведки Стивен получает важное задание, которое готов выполнить любой ценой. Гражданских в зоне выполнения задания быть не должно? Он воспримет этот приказ буквально. Как и распоряжение не допустить невыполнение приказа со стороны своих же бойцов. Как будто бы перед нами типичный «пёс войны», человек со сбитой планкой, для которого мир разделён исключительно на «белое» и «чёрное». Такой человек незаменим в условиях военного времени, но от него инстинктивно хочется держаться подальше, потому что есть ощущение, что Смерть всё время стоит за ним, вот только забирает к себе почему-то не его, а людей, появляющихся вблизи. К тому же чем горячее становится ситуация, тем сильнее растёт уверенность, что с психикой у Стивена есть проблемы, война успела её сломать. А через несколько страниц горячего боя сломает и самого командира. Вот только полуразрушенный дом, разворочённый взрывом, не станет последней точкой в жизни Стивена. Потому, что есть ещё Нулевая точка, место (?) или пространство (?), где в череде бесконечностей (да, именно так) ему предстоит пройти важнейшее испытание. После которого его пригласят вступить в отряд «Варград XIII». Ну как пригласят… дадут шанс, не спрашивая, хочет он того или нет.

Так суровый военный боевик Артёма Калинина (Justifex) превращается в суровый фантастический/мистический военный боевик, сочетающий в себе не только зрелищный экшен, но и мифологию с психоанализом. Стивен, как и остальные бойцы отряда, получает новое тело. На первый взгляд, его превращают в прокачанного киборга с душой человека, однако тело это, наделённое массой возможностей, создано не из металла и пластика, а из звёздной пыли. Да и в целом новое состояние Стивена и его обновленные задачи ближе к эзотерике, чем к киберпанку. Первое время, глядя на всё это, вспоминаешь про «Warhammer 40000» и мангу/аниме «Gantz». «Ввод новичка в эксплуатацию» Калинин осуществляет проверенным, но всё же банальным способом: Стивену всё просто рассказывает и показывает Ольга, его новая сослуживица. Отряд находится под управлением трёх командиров, которые явно никогда не числились простыми людьми и являются, скорее всего, ставленниками богов или ещё какими-то высшими существами. Мир вокруг, согласно славянским преданиям, делится на Явь и Навь, солдаты отряда должны исправно функционировать в обоих реальностях, для этого им и даны прокачанные тела. Если в Яви идёт война между людьми, то в Нави бесчинствуют демонические создания, при этом оба измерения зависимы друг от друга и происходящие в них события могут повлечь непоправимые последствия и там, и тут, разрушив привычную схему Вселенной. Командиры «Варграда» выглядят суровыми, опытными бойцами, они похожи одновременно на былинных богатырей и русских героев Первой Мировой, но к ним сразу же возникают вопросы: зачем они держат в отряде двух солдат, которые стремятся убить друг друга при каждой встрече? Да, они при жизни были непримиримыми врагами и каждому из них есть, что предъявить оппоненту, но в боевых условиях такие люди бесполезны и даже опасны для окружающих, что, кстати, наглядно показано во второй, Навьей, части комикса. Странное решение, выглядит как простой способ ускорить сюжет и создать нужную для его развития ситуацию.

Итак, бойцы «Варграда XIII» переносятся в Навь, пока что в учебных целях: потренироваться, в слабых демонов пострелять и так далее. Ага, конечно. Сама Навь показана интересно, тут всё словно вверх тормашками, снег идёт вверх и даже небо над головой совсем не небо, а, скорее, океан, в который не рекомендуется всматриваться долго, затянет. И вот тут в комиксе начинается замес. Нет, даже вот так: ЗАМЕС. До этого рисунок Артёма воспринимался как очень детальный, но своеобразный. Это касалось изображения персонажей, их эмоций, пропорций. Но в боевой части тут всё очень круто, каждая страница буквально залита адреналином, а масса деталей завораживает. Костюмы героев трансформируются так, что в них уже можно заменить черты мифологических существ, причём тут не только северная и славянская мифологии отражены, тут и что-то восточное наблюдается, словно взятое из египетского или шумерского пантеона. Так и хочется объединить всё это в новый жанр, назовём его, к примеру, мифопанк. На фоне сверкающих металлом биодоспехов местные демоны как-то теряются, но всё меняется, когда появляется Воролик. Нет, это не персонаж из сериала «Время приключений», это местный босс, существо, которое мог бы породить Лавкрафт или визионер его уровня, способный заглянуть в адские бездны.

На Воролика даже смотреть нельзя, смерть при встрече с ним неминуема, но Стивен готов бросить ему вызов. Потому, что это не самый сложный для него противник. Самый сложный - его собственная «тёмная половина», отражение в метафорическом зеркале нулевой точки. Тот самый пёс войны, воплощение хаоса и безумия, порождённое одной личной трагедией и неспособностью её пережить. И от этого зеркала не отвернёшься, не разобьёшь стекло. Это та аллегорическая Бездна, которая будет всматриваться в тебя… с той лишь поправкой, что тебе даже не обязательно всматриваться в неё самому изначально. В начале глав комикса расположены цитаты из Гёте и Юнга, и это, вместе со всем происходящим, формирует основную идею - Ад чаще всего расположен внутри нас, в подсознании. В одной из самых физиологических сцен Стивен попытается вырезать «тёмного Я» из себя, но так просто от него не избавишься. Тут нужно пройти ускоренный курс психоанализа, принять то, с чем еще недавно отказывался смириться и сделать ещё очень много вещей, пока вневременье вокруг всё ярче озаряется всполохами адского пламени, из которого лезут чудовища под маниакальные вопли «другого Стивена».

Очень достойный авторский комикс. В нём есть на что посмотреть и есть, над чем подумать. Визуально «Варград XIII» служит отличным примером «доминирования» формата комикса над форматом кино, тут можно воплотить любую фантастическую идею без многомиллионного бюджета. Правда, это происходит не быстро, первые наброски комикса датируются 2008-м годом. Если хотите, это уровень добротного Marvel, когда издатели не собирают по всему свету сильных, независимых и инклюзивных творцов с особым видением, а зовут профессиональных художников-визионеров, доверяя им серии-блокбастеры. Кстати, мне кажется, что на киноэкране эта история смотрелась бы тоже классно, попади она в правильные руки. Подождём, вдруг получится. Комикс вышел в издательстве «Альпака», напечатан в мягком переплёте формата тпб, зато в размере 297х210мм, и это очень правильное решение, посмотреть тут есть на что. 144 страниц, тираж не указан, часть тиража доступна в лимитированной обложке.

https://vk.com/alpaka_comics

https://vk.com/squadwargradxiii

Craftum Конструктор сайтов Craftum