8 окт. 2025

Мнение: Паша Техник. Полное издание (18+)

Disclaimer: данный обзор никак не связан с когда-либо жившими или умершими людьми, и не является попыткой хайпануть на чьей-то славе и её трагических последствиях. Да, для многих людей настоящий Паша Техник был легендарной личностью. Но, так уж случилось, что лично я знаю его исключительно как персонажа отечественных комиксов, и в этом статусе моё знакомство с ним меня вполне устраивает. Что не исключает того факта, что у этого нарисованного персонажа был реальный прототип, который - как минимум, в своем творчестве - творил всякую дичь. А ещё он был одним из первых российских рэперов, прочухавших, что заиметь именной комикс про себя любимого - этого круто, стильно и молодёжно. Так и повелось. Начало этого исторического и культурного процесса нашло своё отражение в первом омнибусе от издательства «Molot Hardcorp», вобравшем в себя, подобно шампуню 3-в-1, лучшие истории о безбашенном антигерое, существующем в мире тотального насилия и непрекращающейся дичи. А ведь он всего лишь хотел, чтобы его любили…

Эти комиксы уже выходили в формате тпб, но теперь пришло время оправдать частичку «Hard» в названии издательства. И к этой частичке уже с первых кадров прилипнет слово «Core», чтобы в дальнейшем не отлипнуть уже никогда. С самого начала Паша Техник - пацан в обезьяньей маске, которую он никогда не снимает - предстаёт маргинальным выкидышем общества: он сидит голый в ванне, вокруг угашенные чиксы в отключке, в заднице у него куча шприцов, а наличие в этом вертепе, в который так легко превратить обычную московскую малогабаритную квартиру, Дональда Трампа и председателя Си как бы намекает на то, что в шприцах была отнюдь не вакцина от ковида. К тому же в голове у очухавшегося Техника начинает звучать голос, утверждающий, что Паша находится на хате своего заклятого врага Мити-16 (есть ощущение, что не все отечественные рэперы согласились сотрудничать с «Molot», поэтому их превратили в инфернальных злодеев, немного изменив сценические псевдонимы) и нужно отсюда срочно валить, потому что вот-вот придут серьезные люди с пушками и на адреналине. Ну, как люди… среди них не только бойцы в масках, но и ребята с песьими головами, натурально. После их появления комикс переходит в стадию «забористое месиво», становясь бодрым боевиком, в центре которого - голый мужик, которого все хотят грохнуть. В череде погонь, перестрелок, разматывания кишок и поездок на маршрутке вырисовывается личность Техника. Который оказывается борцом с теми, кто продает наркотики на улицах города, настоящим народным героем. Да, сам Техник с этой гадостью знаком не понаслышке, не удивительно, что значительная часть его жизни отведена под «отходняки» и «флэшбэки». Это размывает и без того шаткую реальность комикса, вызывая всё чаще одну конкретную мысль: «Да не, это точно не может быть реальностью, это главного героя непрерывно штырит».

Благородное дело борьбы с наркоторговцами Паша ведёт не один, а с помощью своего друга детства Гуся (того самого голоса в голове). Иногда на подмогу приходит Раскол, про которого у «Molot’а» тоже выходил лютый и мрачный комикс, а также другие персонажи, которых чаще можно не увидеть, а услышать, ибо они так или иначе имеют отношение к русскому рэпу. А большая часть событий конкретно этого комикса и двух его продолжений, вошедших в «Полное издание», имеет тесные взаимосвязи с другими сериями издательства и его авторов, образуя большую вселенную, где мелькают и Дитя Тьмы, и ЧВК, и бойцы из «Голода», и команда «Миротворцы», и разные инфернальные создания, словно сбежавшие с обложек альбомов экстремального thrash metal. Может показаться, что сам выбранный формат жесткого угара не подразумевает качественного рисунка, ну, типа, можно как в «Тюремной яме» все нарисовать и будет круто. Однако могу сказать, что все части «Паши Техника» нарисованы очень классно, над материалом «омнибуса» (может быть, «технибуса»?) работала целая команда профессионалов: Олег Грин, Азер Бабаев, Станислав Кримян, Филипп Лычагин, Ксения Калугина, Андрей Андрианов. И все они, такое ощущение, решили пойти на полный разнос, выдав сочную картинку, где ультранасилие больше веселит, чем вызывает рвотные позывы, органично вписываясь в бытовуху типичного спального района, где идут войны банд за спасение мира. Разумеется, главное правильно отечественных комиксов «Нужно как можно больше отсылок к классике «Большой Двойки», без этого нас не будут читать!», соблюдено здесь на 110% на радость тех, кто вообще читает эту классику Большой Двойки и иже с ними.

Паша Техник, к примеру, это наш родной Дэдпул на максималках и ему можно всё. Иногда даже можно побыть счастливым. Разборки с «Ратью» и Петухом Эль Джейком (одним из тех рэперов, кто либо не согласился на коллабу, либо невнимательно прочитал контракт) вызвали массовый ажиотаж, Техник прославился как величайший герой. Ушлые продюсеры с телеканала подписали с ним контракт, но, так уж получилось, что «живое» присутствие Паши на телевидении поставило под вопрос само существование телевидения (тут есть блок сцен, где пенетрации подвергаются шоу «Первого канала» со всеми их мемами и кринжем; очень смешно и создаётся ощущение, что сценаристы «Техника» оттачивали мастерство, сочиняя для программы «Жить здорово») и блогосферы, а вот сериал про него с популярными актёрами может стать очень прибыльным. И пока звёзды кино изображают на экране Терминатора/Судью Дредда в обезьяньей маске, настоящий Техник деградирует из-за отупляющей бытовухи, выхватывая звездюлей на улице возле магазина шаговой доступности. Типичное «падение героя», идеальный вариант для сиквела. В котором, кстати, у Техника появляется не только жирный контракт с телевизионщиками, и не только пузо (тоже жирное), но и влюблённая в него голубоглазая блондинка Лола, обеспечивающая своего ненаглядного заботой и комфортом. Вроде жизнь налаживается, но это точно не вариант для комикса про Техника. Поэтому всего несколько страниц - и Паша сёрфит по асфальту на чьём-то теле, оставляя за собой кроваво-кишковый след, а его старые друзья собираются в «Лигу Андеграунда», последний оплот человечества, готовый бросить вызов страшному злу в лице ещё одного рэпера и его «Чёрной дыры». Бургеры, мочилово, секты, мутанты и монстры, похожие на внебрачных детей Ктулху в наличии. Вопрос только всё тот же: насколько это всё вообще реально? Опять Техника штырит? Или это происки старого врага, решившего поиграть в Крэнка, пока в водосточных трубах догнивают тела черепашек-ниндзя?

Весь этот бодрый трэш провоцирует использовать умное слово «постмодернизм» и озадачивать самого себя глубокомысленным вопросом «Насколько реальна реальность?». На этом фоне финальная часть сборника кажется даже несколько… обычной, что ли, если мы говорим о стандартах комикс-индустрии. Техник, до этого открывший для себя истинное положение дел в своей жизни и оттого крайне драматично долбившийся головой о стену (вызывая сочувствие и понимание такой вот дугой персонажа), встречается, как и Дэдпул, со своими разнообразными двойниками из Мультивселенной. Их немного, но достаточно для того, чтобы устроить психоделический экшен с отличным рисунком и сочной цветовой гаммой. При этом противостоят двойники монстрам, которые выглядят так, «как будто все шутки про мамаш в Интернете приняли физическую форму». Если честно, тут не только шутки про мамаш воплотились, но и множество других мемов сомнительного содержания. Можно уже заметить, что юмор здесь специфический, как и лексика персонажей - настоящие пацаны разговаривают исключительно матом, заворачивая виртуозные лингвистические конструкции, призванные унизить, поставить на место и просто раздавить. Занятно, как история про мультивселенную заканчивается там же, где стартует немного погодя первый комикс про Техника, который предстаёт не просто раздолбаем, раздолбавшим свою психику, а каким-то Уроборосом. Мифическим персонажем, в общем. Трагедия которого оказывается невидимой никому, ведь настоящий герой не впустит чужих в свой мир, где он обнимается в темноте с плющевым Винни-Пухом, сидя в рваных носках. Один случайный кадр, а сколько драматизма....

Угар без тормозов и вынесенное на передний план насилие, обилие которого уже кажется карикатурным и оттого смешным. Многие критиковали «Пашу Техника» за это, но я к подобной критике присоединяться не буду, моему взору не оскорбительно. Кросскультурные отсылки и жесткий стёб над русским рэпом всё еще кажутся смешными. Сюжет - дистиллированный трэш, но именно поэтому и кажется таким крутым, чувствуется, что писали всё это сценаристы, плевавшие на авторитеты и не скованные правилами индустрии. В Лефортово, откуда родом Паша, и уж тем более в Балашихе, откуда родом один из злодеев комикса, с них бы за это обязательно спросили в реальной жизни. Но это комикс, иногда, правда, тыкающийся стволами и разными частями тел в четвёртую стену, здесь всё можно. Даже самим авторам влезать в разгар разборок со своими комментариями. Омнибус от «Molot Hardcorp» вобрал в себя то, что, возможно, однажды назовут классикой народного комикса. Или это так и останется безумной альтернативой для тонких ценителей. Неважно. Важно, что этот сборник теперь есть. Издатели озаботились твёрдым и мягким переплётом, а также набором альтернативных обложек. Формат 172Х256мм, 340 страниц, небольшая галерея. Это как если бы Гарт Эннис писал «Дэдпула» наслушавшись «Кровостока»...

https://molothardcorp.com

https://vk.com/molothardcorp

Craftum Сайт создан на Craftum